Казанская икона в храме-ротонде

Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Почитаемый список Казанской иконы Божией Матери занимает особое место среди святынь Преображенского храма, расположенного в бывшей усадьбе Пехра-Яковлевское в Балашихе. Две башни колоколен и купол этой церкви хорошо заметны с федеральной трассы «Волга», соединяющей Москву с Нижним Новгородом и Казанью. Именно с этими двумя городами связана история появления и всероссийского почитания Казанского образа Богородицы. Чтимую прихожанами церкви икону можно увидеть у иконостаса с левой стороны от царских врат.

События появления и прославления Казанской иконы Божией Матери неразрывно связаны с драматическим периодом в русской истории, получившим название Смутного времени. Первое упоминание об этой иконе относится еще к эпохе царствования Ивана Грозного. Повесть о чудесном явлении образа записал казанский священник, а впоследствии московский патриарх Гермоген, сыгравший важную роль в объединении здоровых сил страны для преодоления смуты. Чудотворная икона была найдена в Казани на одном из городских пепелищ в 1579 году. Девочка по имени Матрона, обнаружившая образ, утверждала, что получила во сне от Божией Матери указание, где найти ее чудотворный лик.

Почти одновременно с явлением в Казани иконы Божией Матери у Ивана Грозного родился последний сын Дмитрий. Неожиданная и загадочная смерть царевича в возрасте восьми лет в городе Угличе, где он проживал вместе с матерью, стала впоследствии одной из причин Смутного времени и до сих пор остается предметом споров историков. Многие исследователи считают, что царевич был убит по приказу политических соперников. Этой же версии следуют в русской церкви, где Дмитрий Углицкий почитается святым.

Праздник Казанской Божией Матери отмечается два раза в году: 8 июля и 22 октября по старому стилю, то есть 21 июля и 4 ноября по современному календарю. Дополнительная осенняя дата была установлена в память об освобождении московского кремля от захватчиков русским ополчением, которому сопутствовал Казанский образ. Спустя несколько лет после победы на средства полководца Дмитрия Михайловича Пожарского на Красной Площади в Москве была построена Казанская церковь, куда поместили для хранения и поклонения почитаемый список иконы. Новая дата празднования Казанской иконы почти совпала в календаре с церковной памятью святого Дмитрия Солунского – небесного покровителя и князя Пожарского, и убиенного в Угличе царевича – которая отмечается 26 октября по старому стилю (8 ноября по новому).

Славное имя связывало князя Дмитрия Михайловича Пожарского с его великим тезкой – Дмитрием Донским. В то же время, это имя стало роковым для русских царей. Задолго до трагедии в Угличе у Ивана Грозного погиб его первенец Дмитрий от первой жены Анастасии Романовой. Наследник престола не прожил и одного года и, согласно одной из версий, утонул во время длительного богомолья царя в северные монастыри. В Смутное время под этим именем выступали самозванцы, чьи банды разоряли страну на протяжении многих лет, и это придало имени еще больше недобрых ассоциаций. Много лет спустя на осеннюю Казанскую у царя Алексея Михайловича Романова родился первенец. Весть о рождении наследника царь получил прямо во время вечернего праздничного богослужения, и именно в этой связи он повелел праздновать Казанскую по всей стране и «по вся годы». Из-за близости праздника Казанской иконы ко дню памяти Дмитрия Солунского, царь рискнул наречь сына несчастливым для царских детей именем. В итоге, этот царевич Дмитрий также скончался во младенчестве.

Церковные праздники Казанской иконы и святого Дмитрия Солунского связаны с осенним поминовением усопших. В Дмитриевскую субботу, которая предшествует дню памяти святого и в этом году календарно совпадет с Казанской, совершается особое годовое поминовение умерших. Округлая архитектурная форма церкви в усадьбе Пехра-Яковлевское в Балашихе, где хранится один из списков Казанской иконы, может указывать на поминальный характер церкви. Многие храмы в дворянских усадьбах строились, прежде всего, как места упокоения владельцев имения или их особого поминовения. Центральная часть храма в Пехра-Яковлевском представляет собой ротонду, то есть цилиндр, увенчанный барабаном с куполом. Форма ротонды была характерна для мавзолеев и склепов.

Один из самых известных храмов-ротонд, который, быть может, рассматривал в качестве образца зодчий церкви на реке Пехорке, – это знаменитый Пантеон в Риме. Изначально это был языческий храм, посвященный всем богам, но в седьмом веке капище переделали в христианскую церковь. Интересно, что день, когда храм освятили, стал праздником всех святых в западной церкви. Спустя время день всех святых, который предварялся поминовением всех усопших, в католической церкви перенесли на первое ноября. Таким образом, непреднамеренно осеннее поминовение усопших стало совершаться примерно в одни дни и у православных, и у католиков. Преображенская церковь в Балашихе – это не единственный «круглый» храм в Подмосковье. В городском округе Балашиха есть еще один храм-ротонда в селе Пехра-Покровское. Форму ротонды имеют также Троицкая церковь в Ивашеве Ногинского района, Троицкий храм в селе Константиново Воскресенского района, и знаменитая церковь Рождества Христова в Подмоклово под Серпуховом.