Казанский источник в Мураново и «Взыскание погибших»

Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

В деревне Мураново находится святой источник, посвященный Казанской иконе Божией Матери. Легенда гласит, что воду из этого колодца брали знаменитые владельцы Мураново: Энгельгардты, Путята, Тютчевы. Поэт Федор Иванович Тютчев особо почитал несколько богородичных икон: Казанский образ, Владимирскую Богоматерь и икону «Взыскание погибших» с четырьмя святыми.

Между Софрино и Абрамцево расположены восемь святых источников: князя Даниила Московского в деревне Данилово, Сорока Севастийских мучеников в Артемово, Петра и Павла в Грибаново, Георгия Победоносца в Мартьянково, Иверской иконы Божией Матери в поселке Софрино. В селе Талицы есть источник пещерной церкви мученика Дмитрия Солунского. В разных частях деревни Мураново обустроены два святых ключа: Дмитрия Солунского и Казанской иконы Божией Матери. Большинство перечисленных источников открыли и облагородили в 2000-е годы игумен Феофан Замесов и прихожане церкви деревни Артемово.

Особое место среди этих источников занимает Казанский ключ. Сейчас родник представляет собой целый «городок» из разных бревенчатых построек вблизи реки Талицы. Здесь стоят разной величины часовни, деревянные навесы, беседки, срубы колодцев. Имеются помещения для сторожки и церковной лавки, крытая купель и небольшой храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Кстати, этот храм приписан к старой усадебной церкви Спаса Нерукотворного, построенной Иваном Федоровичем Тютчевым – сыном поэта.

Казанский источник находится в десяти минутах ходьбы от музея-усадьбы «Мураново». Эта усадьба связана с именами поэтов Федора Ивановича Тютчева и Евгения Абрамовича Баратынского. Хотя священник Феофан Замесов и его помощники начали благоустраивать источник в 1990-е годы, верующие считают, что родник имеет давнюю историю. На сайте церковного прихода указано, что источник на этом месте существовал в XIXвеке и был известен знаменитым владельцам усадьбы Мураново. На этом основании его называют «Барским колодцем».

«Казанским источником» он стал именоваться в память о домовой церкви в честь Казанской иконы, которая находилась при несохранившемся доме первых владельцев имения Энгельгардтов. Предположительно, старая Казанская церковь исчезла в 1840-е годы. В 2003 году на источнике построили новую деревянную Казанскую церковь. В год постройки в России отмечали 200 лет со дня рождения поэта Федора Ивановича Тютчева. Посвящение новой церкви Казанской иконе стало символичным, потому что Тютчев относился к Казанскому образу по-особому.

В семье Федора Тютчева чтили несколько икон Божией Матери. В музее-усадьбе «Мураново» сохранился интересный образ «Взыскание погибших», который стоял в кабинете поэта. Изначально иконой владел воспитатель Тютчева Николай Хлопов, с которым будущий поэт был близок в детстве и юности. «Дядька» сопровождал выросшего Федора в первые заграничные поездки в 1820-х годах. В память об этом периоде, который старый слуга провел рядом с молодым Тютчевым, Хлопов заказал художнику икону Божией Матери. Хлопов умер в 1826 году, и перед смертью завещал передать образ «Взыскание погибших» любимому воспитаннику.

Центральное изображение Богородицы на семейной реликвии Тютчевых обрамляют четыре святых: апостол Варфоломей, преподобный Макарий, преподобный Евфимий Великий и святой Исаакий Далматский. Макарий и Евфимий были первыми египетскими отшельниками, основателями христианского монашества. Исаакий Далматский – раннехристианский святой, обличитель арианской ереси. Именно ему посвящен Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Апостол Варфоломей – один из двенадцати учеников Иисуса Христа. Он проповедовал христианское учение на востоке Римской империи, а мученически скончался в Закавказье.

Происхождение иконографии «Взыскание погибших» точно неизвестно. Скорее всего, она появилась XVII веке. Иисус на этой иконе стоит на колене матери в белой рубашке, а Мария облачена в синюю мантию. Она обнимает сына и одновременно складывает руки в молитвенном жесте. Часто Богородица изображалась на иконе «Взыскание погибших» без головного убора, но на тютчевском списке у Богородицы есть платок. Само выражение «Взыскание погибших» взято из христианского литературного памятника VIIвека «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане». Феофил, согласно этой повести, был оклеветан и изгнан из епископского дома. Он заключил сделку с дьяволом и подписал с ним договор, чтобы отомстить обидчикам и занять высокую церковную должность. Однако Феофил понял, что совершил страшную ошибку. Он молил Богородицу о прощении, и та вернула подписанную им бумагу.

На обратной стороне доски тютчевской иконы приклеены бумажки с текстом, где Николай Хлопов сам подробно расшифровал значение «Взыскания погибших» и четырех святых. Такая композиция соответствовала памятным датам, связанным с совместными поездками за границу в 1822-1826 годы. 5 февраля 1822 года Федор Тютчев приехал с воспитателем в Петербург и вступил в службу. В этот день в церкви праздновалось торжество иконы «Взыскание погибших» (18 февраля по новому стилю).11 июня 1822 года в день апостола Варфоломея Тютчев и Хлопов выехали в Баварию. 19 января 1825 года юный Тютчев хотел сражаться на дуэли в Мюнхене, но 20 января все благополучно разрешилось. В эти дни праздновалась память египетских пустынников Макария и Евфимия. Наконец, в день святого Исаакия в 1825 году Тютчев был произведен в камер-юнкеры. На лицевой стороне иконы тоже была сделана надпись: «Всею душею и мыслию, и сердцем, и устнами тя славлю, насладився твоих великих дарований». Это слова из седьмой песни великого молебного канона Пресвятой Богородице.

Еще две иконы Богородицы особо почитались в семье Тютчева: Владимирская и Казанская. Об этом говорится в статье исследователей С.А. Долгополовой и А.Е. Тарховой «История Тютчевского мемориального собрания». В письмах второй жене Эрнестине, урожденной баронессе Пфеффель, Тютчев сам упоминал эти иконы. В 1866 году поэт по обычаю благословил Владимирской иконой свою дочь Анну перед венчанием с писателем Иваном Аксаковым. Поэт писал Эрнестине: «Еще раз мне пришлось, как в подобных обстоятельствах всем отцам – давно ушедшим, настоящим и будущим, держать в руках образ, стараясь с такой же убежденностью исполнить свою роль».

В этом же письме Тютчев упоминал Казанскую икону своей матери. После отцовского благословения Анну повели к бабушке. «Затем я проводил Анну к моей бедной старой матери, которая удивила и тронула меня остатком жизненной силы, проявившейся в ней в ту минуту, когда она благословляла ее своей иконой знаменитой Казанской Божией Матери». За восемь лет до этого в письме Эрнестине 1858 года Тютчев тоже упоминал икону матери: «Я вернулся в Петербург. Я еще раз простился с матерью и еще раз сделал три земных поклона перед ее Казанской иконой Божией Матери». Таким образом, Казанская икона имела для Тютчева особенное значение, она была памятью о матери.

Несколько раз в году на Казанском источнике в Мураново совершается крестный ход и обряд освящения воды: на Крещение, на праздники икон «Живоносный источник» и «Казанской», а также в престольный день усадебной церкви Спаса Нерукотворного. Поездку к этому святому месту можно связать с посещением музея «Мураново», где хранятся вещи и семейные реликвии Федора Ивановича Тютчева.