Крестовоздвиженская церковь в Орехово-Зуево

Антон Саков \ Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]

История города Орехово-Зуево началась после объединения трех соседних населенных пунктов: сел Орехово, Зуево и поселка Никольского. В декабре 1928 года в состав города вошло также село Дубровка, по одноименной церкви называвшееся Крестовоздвиженским. Первая деревянная церковь была поставлена здесь в 1862 году трудами статского советника Константина Пахомовича Ильина. История прихода в Дубровке-Крестовоздвиженском тесно связана с семьей купцов Брашниных – храмоздателей, меценатов и поборников народного просвещения.

В 1850-х годах коллежский асессор Константин Пахомович Ильин, занимаясь лесоустройством в Богородском уезде Московской губернии, заметил, что некоторые деревни этого края находятся на большом расстоянии от своих приходских церквей. Сложный ландшафт, состоящий из лесов, рек и болот, на протяжении большей части года становился непреодолимой преградой для прихожан посещать свою церковь. Такое обособленное положение подталкивало местных жителей не отдавать детей на обучение грамоте священникам или церковнослужителям, а нанимать странствующих стариц, как правило, последовательниц разных староверческих толков.

Одним из таких обособленных поселений Богородского уезда была деревня Дубровка, которая относилась к приходу Богородице-Рождественской церкви дальнего Выркинского погоста. Осознавая бедственное положение этой местности в области церковного благочестия и народного образования, в 1860 году Ильин направил прошение в Московскую духовную консисторию о позволении построить в Дубровке церковь. Годом ранее он приобрел участок в урочище Заячьи горы специально под строительство храма и школы для крестьянских детей. Также меценат выкупил неиспользовавшуюся на тот момент деревянную церковь с погоста Вырки для размещения на новом месте – в Дубровке.

Епархиальные власти поддержали инициативу К. П. Ильина. В новый приход были причислены две деревни – Дубровка и Зуево. Соседние населенные пункты сильно отличались друг от друга в религиозном плане: Зуево было старообрядческим, а Дубровка сохраняла верность официальной Церкви. Помещик деревни Зуево Николай Гаврилович Рюмин сочувственно отнесся к идее Ильина построить храм, выделив 30 десятин земли на содержание будущих священнослужителей.

В ноябре 1862 года в Дубровке была торжественно освящена деревянная церковь во имя Воздвижения честного креста Господня. Церковь, перенесенная с погоста, была поставлена на красивом высоком месте вблизи левого берега реки Клязьмы. Церковную утварь, колокола, богослужебные книги, облачения, хоругви предоставил меценат Ильин.

Главными помощниками К. П. Ильина в богоугодных делах благотворительности стали местные шелковые фабриканты Николай, Лаврентий, Никита и Прокопий Брашнины. Братья отдали 5 тысяч рублей на устройство и перенос первого деревянного храма в Дубровке, а также на его внутреннее и внешнее украшение, покупку икон, паникадила и подсвечников. Брашнины организовали церковный хор, в который вошло 20 человек. Кроме того, старший в семействе Николай Сергеевич Брашнин построил в 1870 году на свои деньги двухэтажное здание школы для крестьянских детей, которую в дальнейшем снабжал дровами и всем необходимым.

В 1871 году состоялось открытие Крестовоздвиженского народного училища, попечителем которого был назначен все тот же К. П. Ильин. После литургии и молебна в день открытия школы священник зачитал его приветственные слова:

«По случаю болезни, я не могу присутствовать на торжестве открытия училища, попечителем коего я имею честь состоять; но дух мой не разлучается с теми, которым суждено будет находиться при открытии нового рассадника народного образования. Молю Бога, чтобы он послал росу благодатную на юную ниву, насаждаемую рукою благотворителей, посылаю в благословение учащим и учиниться имеющим образ Спасителя нашего Иисуса Христа, который Один есть истинный свет и истинное просвещение…»

Особенностью Крестовоздвиженского училища был упор на творческом развитии – способные крестьянские дети занимались рисованием. Наиболее талантливые ученики посылались затем либо в Московское Строгановское училище, где могли получить высшее техническое образование и навыки, необходимые на фабричном производстве, либо отдавались на обучение в мастерские лучших художников для освоения иконописи. Попечитель К. П. Ильин получил письменное одобрение этого начинания от Виктора Ивановича Бутовского, который на протяжении более 20 лет был директором Строгановского училища и художественно-промышленного музея в Москве.

В 1871 году в Дубровке рядом с деревянной Крестовоздвиженской церковью, перенесенной с Выркинского погоста, началось строительство пятиглавого каменного храма. Основными жертвователями вновь выступили братья Брашнины. Главный престол новой церкви, которая вмещала до полутора тысяч молящихся, был посвящен Живоначальной Троице, а два придела: благоверному князю Александру Невскому и св. Марии Магдалине. Вот что писал о меценатах Брашниных автор исторической записки о построении церкви и училища в деревне Дубровке в 1875 году:

«Дай Бог в России побольше людей с таким направлением, и православная Русь везде украсится на славу Божию храмами Его и училищами народными к процветанию нашего государства Богом благословенного!» С 1875 года по инициативе Ильина деревня Дубровка официально была переименована в село Крестовоздвиженское.

Кроме Брашниных, среди благотворителей каменной церкви упоминаются также купцы Паршины, известный меценат Давыд Иванович Хлудов, а также родственник братьев Брашниных – купец Иван Петрович Брашнин. Последний пожертвовал средства на позолоту колонн иконостаса новой церкви.

Иван Петрович Брашнин (1826-1898) – купец, уроженец Дубровки, вел торговлю шелковым товаром в Москве. Его отец Петр Васильевич Брашнин еще в 1852 году наладил производство отрезных платков и шелковых тканей «гроденапль» в Дубровке. В 1883 году И. П. Брашнин познакомился через своего друга Александра Никифоровича Дунаева с писателем Львом Николаевичем Толстым. С этого времени произошел отход благотворителя Крестовоздвиженского храма от церковного православия. И. П. Брашнин стал сторонником религиозно-философского учения Толстого, отказался от последнего напутствия священника и велел не совершать над собой церковных погребальных обрядов.

Известно, что 6 апреля 1898 года Толстой посетил умирающего друга и единомышленника. Вот как писатель описывал эту поездку в письме к В. Г. Черткову:

«Вы знаете, есть старик, богатый купец Брашнин, близкий нам по духу. Я уже лет 15 знаю его… С неделю тому назад Александр Никифорович зашел ко мне утром с известием, что Брашнин умирает и прислал мальчика проститься с ним. Мы пошли и застали его умирающим. Первое мое слово было: спокоен ли он? Совершенно. Он в полной памяти и ясности ума поблагодарил меня, простился со мной, и я с ним, как прощаются с вперед уезжающим путешественником… близость смерти, которую они чувствуют и знают, не нарушает их обычного хода душевной жизни. Я думаю, что это происходит, главное, от того, что нет в их сознании лжи…»

Незадолго до революции семейное шелковое производство в Дубровке-Крестовоздвиженском продолжал Михаил Никитич Брашнин – сын одного из братьев-храмоздателей. В 1914 году в помещении шелкоткацкой фабрики М. Н. Брашнина инженер В. И. Лисев совместно с К. И. Тарасовым и химиком Г. С. Петровым вывели карболит – первую русскую промышленную пластмассу. Это открытие дало начало одноименному производству «Карболит», которое активно развивалось здесь в советское время.

В 1929 году храм в бывшем селе Крестовоздвиженском был закрыт. В помещении церкви размещались в разные годы клуб, госпиталь, ремесленное училище, ПТУ… Внешний облик храма был сильно изменен: колокольня уничтожена, купола разрушены, а с южной и восточной стороны вплотную пристроены новые корпуса. В 2001 году храм вернули верующим, и началось постепенно возрождение святыни, созданной благотворителями К. П. Ильиным и братьям Брашниными.