Никитская церковь на погосте Лужки

Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Место, где появился первый деревянный храм в Лужках около деревни Строкино Раменского района, было отмечено чудесным явлением иконы мученика Никиты в можжевеловом кусте на болоте. Нынешняя каменная Никитская церковь была построена в XIXвеке, хотя внешне напоминает более древние храмы. Церковь не закрывалась в советские годы. Здесь не прекращались молитвы перед списком Новоникитской иконы Божией Матери и великомученику Никите.

Название места, где стоит церковь святого мученика Никиты, в старину имело несколько вариантов: погост Лужки, погост Ложки, погост Лужок и погост Никитский. Исторически погост относился к ныне несуществующему Бронницкому уезду. Термин «погост» обозначал особый вид поселения в дореволюционной России наряду с деревней, селом, сельцом, пустошью. Отличительным признаком этих сходных сельских территориальных единиц было, прежде всего, наличие в них храма или барской усадьбы. Например, «селом» называли деревню с церковью, а «сельцом» – деревню с двором помещика. Погостом назывался населенный пункт, состоящий из церкви и нескольких дворов священников и церковнослужителей. Часто этот вид специализированного поселения духовенства называли также «поповкой». Однако погост, внешне напоминая небольшой монастырь или пустынь, принципиально отличался от монашеской обители. Дворы при церкви принадлежали только белому женатому духовенству, а церковь являлась приходской для крестьян нескольких соседних деревень. Так, еще в XVII веке к погосту Лужки относились близлежащие деревни Строкино и Перино.

Этимология слова «погост» восходит к глаголу «гостить», напоминая о давних временах, когда так называли гостевые дворы на пути следования князей во время сбора дани. Со временем погосты преобразовались в поселения семей священников вокруг церкви, а позже стали синонимами кладбищ, поскольку могилы устраивали обычно у храма.

Начало погоста Лужки и Никитского храма связано с явлением чудотворной иконы. Древнее предание говорит, что первый деревянный храм построили на месте можжевелового куста в болоте, где крестьяне нашли икону великомученика Никиты Готского. Сначала церковь хотели возвести не в болоте, а рядом на возвышенности, но чудотворный образ возвращался к кусту, указывая, что церковь нужно строить именно в этом месте. Сюжет подмосковной легенды напоминает историю знаменитой ростовской святыни – Годеновского креста. В XVвеке пастухи увидели в болотах яркий свет, парящий в воздухе крест и Николая Чудотворца, который велел построить церковь среди непроходимых топей. Узнав от пастухов о видении, ростовский епископ послал к болоту строителей, которые не могли поставить сруб в зыбком месте и поэтому сложили деревянный храм рядом на возвышенности. Однако на следующий день сруб церкви чудесным образом переместился в болотистое место, указанное в видении пастухам.

Предание об обретении иконы на можжевеловом кусте встречается в сказаниях об основании других монастырей и храмов. Например, преподобный Иона Клименецкий, проходя по самому большому острову Онежского озера, также увидел икону в кустах можжевельника и услышал «пресладкий голос», повелевший построить на этом месте храм. Можжевеловый куст – образ знаменитого отрывка из Ветхого Завета. В девятнадцатой главе Третьей книги Царств описано, как пророк Илия, погубив языческих жрецов, скрывался в иудейской пустыне от гнева царицы Иезавели и уснул под можжевеловым кустом. Во сне Илия увидел ангела, который велел пророку идти к горе Хорив. Сорок дней и ночей Илия шел от можжевелового куста к горе. На вершине перед пророком пронеслись картины бури, землетрясения и огня, но, как повествует Библия, Бог был не в этих грозных явлениях природы, а в веянии тихого ветра.

Главный престол церкви в Лужках освящен в честь мученика Никиты, а два придела – в честь святителя Николая Чудотворца и Архангела Михаила. Особо почитается в храме список Новоникитской иконы Божией Матери, празднование которой совершается 15 сентября (28 сентября по новому стилю) в один день с памятью святого Никиты. К слову, празднование святому и иконе происходит на следующий день после двунадесятого праздника Воздвижения Креста Господня, поэтому и мученик Никита, и младенец Иисус на Новоникитском образе держат в руках крест. Иконография Новоникитской Божией Матери основана на апокрифе о Никите Бесогоне. В нем говорится, как святой еще до обращения в христианскую веру увидел во сне крест, а на утро искал человека, который бы истолковал видение. Блаженная Ульяна показала Никите энколпион – медальон в виде креста с изображением Богородицы. Увидев изображение, Никита воскликнул: «Воистину это то самое видение, что я видел ночью!» Бывший воин крестился и принял мученическую смерть за Христа.