Покровская церковь в Ильино

Истории святынь Подмосковья
4034
   
Фото: [ Антон Саков \ Подмосковье Сегодня ]

На севере Дмитровского городского округа находится старинное село Ильино, бывшее исстари вотчиной Переславского Горицкого монастыря.  История прихода Покровского храма началась с небольшой деревянной церкви пророка Илии, которая была построена здесь еще до Смутного времени. Кирпичная Покровская церковь была возведена в 1868 году на средства прихожан и московского купца второй гильдии Ивана Кирилловича Королева – известного благотворителя, построившего за свою жизнь семь церквей, в том числе храм пустыни Св. Параклита под Сергиевым Посадом. В советское время церковь в Ильино оставалась одной из немногих действовавших в округе.

Древняя история Ильинского прихода

С южной стороны Покровской церкви спускается к ручью старая часть сельского кладбища. По этому ручью, как гласит местное предание, в древности приплыла сюда деревянная икона Божией Матери. На месте, где образ остановился, жители села еще до Смутного времени построили деревянную церковь во имя пророка Илии. Так повествует легенда, а первое документальное упоминание села и прихода встречается в Писцовой книге за 1627 год. В Повельском стане Дмитровского уезда отмечены подмосковные вотчины Успенского Горицкого монастыря города Переславля-Залесского: бывшее село Новое на реке Веле и бывший Ильинский погост. В XVII веке на этих двух пустошах были поселены монастырские крестьяне, а на старом месте восстановили деревянную церковь пророка Илии.

В 1737 году церковь сильно пострадала от пожара, возникшего от удара молнии. Крестьяне успели вынести иконы, иконостас и антиминс. В 1738 году Синодальный казенный приказ велел архимандриту Горицкого монастыря Авраамию вновь освятить Ильинскую церковь в подмосковной вотчине. Для этого был выдан из Синодального дома новый антиминс, освященный епископом Коломенским и Каширским Вениамином. В 1755 году Ильинская церковь была обновлена.

Вотчина Горицкого монастыря – центра Переславской епархии

Село Ильино было старинной вотчиной Горицкого монастыря в Переславле-Залесском. Древняя обитель была упразднена в 1744 году в царствование Елизаветы Петровны и превращена в архиерейскую резиденцию созданной в том же году Переславской епархии. Для удобства административного управления из большой Московской епархии была отделена примерно ее пятая часть. К новой епархии были приписаны следующие города Московской губернии: Клин, Руза, Верея, Волоколамск и Дмитров (включая Борисоглебский и Николо-Пешношский монастыри). В Переславской епархии насчитывалось более 700 приходских и монастырских церквей, располагавшихся дугой вокруг Москвы от Гжатска (нынешнего Гагарина) Смоленской губернии до Покрова Владимирской губернии.

В 1753 году Переславскую кафедру возглавил знаменитый иерарх Амвросий (Зертис-Каменский), бывший до этого архимандритом подмосковного Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Прибыв в архиерейский дом Переславской епархии в бывший Горицкий монастырь, епископ Амвросий затеял масштабное строительство, равное по размаху и задумке Новому Иерусалиму патриарха Никона. Амвросий перестроил и богато украсил Успенскую соборную церковь, а затем начал возведение «Евпсимании» (Гефсимании) – архитектурной «иконы» Гроба Богоматери на Святой Земле. Грандиозное строительство велось до 1760-х годов, но так и не было завершено. На это было несколько причин: в 1761 году Амвросия перевели в Москву, а в 1764 году секуляризация церковных земель лишила монастырь средств для продолжения стройки.

Бывший Горицкий Успенский монастырь в Переславле-Залесском

В 1788 году по указу императрицы Екатерины II необычная по своей географии Переславская епархия была упразднена, просуществовав, таким образом, всего 44 года. Относившиеся к ней города отошли обратно в епархии тех губерний, где они состояли. В частности, город Дмитров был причислен вновь к Московской епархии. Утративший свой высокий статус Успенский храм Горицкой обители стал городским собором Переславля-Залесского.

В 1900 году историк и коллекционер граф С.Д. Шереметев увидел некогда богатую и славную обитель в полном запустении. Вот что он записал: «Горицкий монастырь, основанный в XIV веке по преданию великой княгиней Евдокиею, женою Димитрия Донского, упразднен в 1744 году. Словно безмолвный остов, поразил он нас и обдал невыразимы холодом забвения…Горицы – некогда краса и светоч Переяславля, ныне безмолвная развалина, не сохранившая даже своего пепла!»

Каменный храм и его благотворитель И. К. Королев

Кирпичная Покровская церковь в селе Ильино была построена в 1868 году, о чем свидетельствует надпись на части старой ограды, сохранившаяся вместе с фрагментом псалма. Кирпич для храма жители Ильина и относящихся к приходу деревень обжигали из местной глины. В 1911 году по проекту архитектора Н. Н. Благовещенского церковь была расширена в западной части и соединена с колокольней. Справочник «Памятники архитектуры Московской области» называет храм в Ильино характерным для своего времени образцом «художественного ретроспективизма и эклектики». Дореволюционная настенная живопись, утварь и иконы сохранились до нашего времени. Уцелел и трехъярусный иконостас 1880-х годов, украшенный разноцветной смальтой. По преданию, церковный староста пешком приносил из Москвы в вещевом мешке смальту для иконостаса.

Иоанн Креститель – небесный покровитель купца И. К. Королева

Храмоздатель Покровской церкви купец второй гильдии Иван Кириллович Королев родился в крестьянской благочестивой семье. Юношей он попал в Москву, где за несколько лет честной и неутомимой работы приобрел значительное состояние. Иеродиакон Харлампий, летописец пустыни Св. Параклита писал: «Особенная черта характера у покойного [И.К. Королева] – было ревностное усердие в построении храмов Божиих, которых он в течение всей своей жизни построил семь». Иван Кириллович Королев также поддерживал Александро-Мариинское училище в Москве, основанное его племянником – московским городским головой (в 1861-1863 годах), замоскворецким купцом Михаилом Леонтьевичем Королевым.

Бывший дом священника

Особенное попечение купец имел о храме пустыни Святого Параклита (Утешителя) под Сергиевым Посадом. Королев был близко знаком с начальником скита иеромонахом Филаретом. Задолго до кончины Иван Кириллович приготовил себе могилу в пустыни Параклита, а Великим и Успенским постами приезжал говеть именно в эту небольшую обитель. Вот какой словесный портрет И. К.  Королева мы находим в летописи пустыни Св. Параклита 1880-х годов: «Когда этот маститый старец с полным сознанием и благоговением приступал к чаше причаститься Св. Христовых Таин; в этот момент из его старческих глаз струились слезы, и видно было, что эти слезы не скорби и печали, а душевного восторга и радости».

Могила священника Петра Извекова в ограде Покровской церкви

Покровская церковь в XX веке

В советские годы церковь в селе Ильино не закрывалась, несмотря на неоднократные попытки властей. Период гонений, однако, не обошел Покровский приход стороной: в 1937 году был арестован и расстрелян настоятель храма (с 1936 года) протоиерей Сергий Розанов. Местный житель и краевед Константин Ивойлов поделился рассказом о том, как удалось отстоять храм в Ильино в советское время:

 – Считается, что наша церковь никогда не закрывалась, но все-таки короткий период до войны службы не проводились. Я это знаю, потому что моя двоюродная сестра по отцу родилась в 1940 году в селе Ильино, но крестить ее повезли за десять километров в церковь на погосте Николо-Перевоз. Там церковь работала до 1960-х годов.

Рядом с Покровской церковью сохранилась перестроенная ветхая сторожка, где жила в 1940-е годы матушка Анна Васильевна – «попадья», как звали ее местные. Мама мне рассказывала, что вдова священника обманным путем отстояла храм. Перед войной к ней пришли требовать ключи от церкви из сельсовета, а она им говорит: «У меня только вчера были из города». На другой день пришли уже из исполкома горсовета, а матушка говорит: «Только вчера были из сельсовета». В итоге, она ключи никому так и не отдала, и храм остался действующим.

Автор:
вверх