Покровская церковь в Кудиново

Старинное село Кудиново находится в Богородском городском округе в нескольких километрах от станции Электроугли. Сохранившийся каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы был возведен в 1820-1835 годы при владельце князе Ю.В. Долгорукове, а первая деревянная церковь была воздвигнута здесь за двести лет до этого думным дьяком Федором Лихачевым. Кудиновский священник-долгожитель Еремей Афанасьевич, служивший в Покровской церкви в XVII веке, стал прототипом легендарного героя народных песен «попа Емели». В конце XIX- начале XX века селом владели отпрыски купеческой фамилии Карнеевых – владельцев известного Шаболовского медо-пивоваренного завода в Москве.

Первая деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая Чудотворца в селе Кудинове была построена еще в первой половине XVII века. В писцовых книгах 1623-1624 года значилась церковь «на погосте Покровском, на речке Шероходке». Устроителем первого храма был думный дьяк Федор Терентьевич Лихачев (в иночестве – Филарет), вотчина которого «деревня Новая, Анкундинова тож» находилась рядом. Здесь же была вотчина и его брата Богдана Лихачева.

В 1646 году Кудиново отошло по наследству печатнику Федору Федоровичу Лихачеву, а затем – к его зятю Ивану Семеновичу Прозоровскому. От его сына Петра Ивановича Прозоровского село перешло вновь к зятю – Ивану Алексеевичу Голицыну. В этот период в описаниях Покровской церкви появляется упоминание второго придела – пророка Илии.

В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа за 1680 год есть следующие строки: «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, да в пределе Николая чудотворца деревянная; у церкви во дворе поп Иеремия Афанасьев со причетники». Упоминаемый в этом отрывке кудиновский священник был прототипом легендарного «попа Емели», героя народных песен и исторических романов.

«Какие разбойники! Правда их держит в руках какой-то приходской священник села Кудинова, отец Еремей: без его благословенья они никого не тронут; а он, дай Бог ему здоровье, стоит на том: режь как хочешь поляков и русских изменников, а православных не тронь». Это отрывок из исторического романа 1829 года Михаила Николаевича Загоскина «Юрий Милославский, или русские в 1612 году». Известный писатель и драматург использовал в своем сочинении образ попа Емели (Еремея) из русских песен, посвященных событиям Смутного времени.

Сюжет песни о попе Емеле, встречающийся в разных вариантах, приблизительно такой: после праздника Покрова торжественным свадебным обозом выехали семь саней. В них сидели атаманы, есаулы, разбойники, воры «Гришка с Маринкой» (Лжедмитрий и Марина Мнишек) и в отдельных санях – поп Емеля. Священник благословил свадьбу и дал наставление разбойникам: «Добро-то берите, а душ не губите». Поп Емеля внешне был больше похож на богатыря, чем на священника –исполинского роста, с огромным крестом на ремне.

Авторитетные исследователи русских апокрифов и фольклора Н.Я. Аристов, М.Н. Сперанский и Л.И. Емельянов были убеждены, что поп Емеля имел реального прототипа, жившего в эпоху Смуты – священника церкви Покрова Богородицы в подмосковном селе Кудинове у Нижегородского тракта. Как мы уже знаем, его звали Иеремия (Еремей) Афанасьевич. Этот священник-богатырь был участником сражений против поляков и мятежников в годы лихолетья и даже, как предполагал Загоскин, стал предводителем народной дружины партизан, которые, несмотря на свирепый нрав, находились в полном послушании у священника.

Еремей Афанасьевич Покровский, согласно преданию, считался беспримерным долгожителем. Он служил священником в кудиновской церкви, начиная с эпохи Бориса Годунова вплоть до начала царствования Петра I, то есть около ста лет! Согласно этой версии, Еремей Афанасьевич скончался ста тридцатилетним старцем, передав церковную должность сыну Никите, по-видимому, также долгожителю. Впоследствии потомки священника-богатыря на протяжении почти трех столетий служили в Покровской церкви села Кудинова и носили фамилию Покровские.

Вот что писал о необычном подмосковном священнике уже упоминавшийся М.Н. Загоскин: «Священник села Кудинова, отец Еремей, лицо не вымышленное, хотя о нем и не упоминается в летописях времени междуцарствия. Он точно был начальником русских гверилласов (партизан) и замечателен потому уже, что священствовал девяносто семь лет сряду».

Представители духовенства в XVII веке нередко участвовали в народных выступлениях, в том числе на стороне мятежников. Чаще всего это происходило против воли священнослужителей. Например, курский священник Митрофан Иванов был пленен разбойниками и против воли привезен в табор к Степану Разину. Мятежники и разбойники того времени могли быть довольно набожны или суеверны. Они молились, исполняли церковные обряды, несмотря на свой преступный образ жизни. Для этих целей бойцам и атаманам вооруженных банд и требовался священник. Однако история знает и настоящих «попов-разбойников» того времени, которые сознательно выбирали преступный путь. Например, худую славу приобрели замоскворецкий поп Савва, орловский поп Семен.

Незадолго до революции помещицей села Кудинова была Мария Владимировна Карнеева, жена московского литературоведа Александра Дмитриевича Карнеева. Александр Дмитриевич тоже специализировался на изучении фольклора и апокрифов. Он, в частности, опубликовал в 1890 году книгу «Материалы и заметки по литературной истории Физиолога». «Физиолог» – это литературный памятник I-II веков, посвященный описанию и символическому толкованию зверей, птиц, насекомых и минералов. В этой древней книге повадки и вид разных животных соотносятся с христианскими добродетелями.

Его отец Дмитрий Семенович Карнеев был купцом первой гильдии, соучредителем торгового дома «Карнеев, Горшанов и Ко». До основания в 1863 году этого торгового дома Дмитрий Карнеев занимался откупом в Перемышле и Лихвине Калужской губернии, а его компаньон Викентий Горшанов имел пивоваренный завод в Москве в Проточном переулке.

С 1863 года Карнеев и Горшанов выкупили землю на Шаболовской улице в Москве и приступили к постройке нового пивоваренного завода. Шаболовский завод первым в Москве стал варить пиво нижнего брожения, то есть тем способом, как варили его в Баварии. Кроме пива, на заводе Карнеева производился забытый теперь традиционный напиток – хмельной мед, поэтому и завод полностью назывался пиво-медоваренным. Впоследствии в 1912 году мед варить на заводе прекратили, а взамен стали изготовлять минеральные, фруктовые и ягодные газированные воды.

В 1878 году Дмитрий Семенович Карнеев умер, и дело унаследовали его семеро взрослых детей. В их числе был и уже упоминавшийся апокрифовед и один из последних владельцев подмосковного Кудинова Александр Дмитриевич Карнеев. В 1896 году продукция завода получила право изображения государственного герба. В 1902 году все сыновья и дочери Карнеева вышли из Торгового дома, и попечение о пивоваренном Шаболовском заводе полностью легло на плечи престарелого, но энергичного купца Викентия Горшанова. Его дело продолжил сын Василий Горшанов, при котором в 1914 году отметили пятидесятилетие Торгового дома.

Службы в Покровской церкви села Кудинова прекратились в 1938 году. В помещении церкви разместился склад, а старые иконы и иконостас были уничтожены. В 1989 году церковь была возвращена верующим и отреставрирована. Сегодня, кроме старого Покровского храма, приходу принадлежат крестильная церковь Иоанна Предтечи, устроенная в деревянном доме, и большое кирпичное здание воскресной школы.