Покровская церковь в Рузе на посаде
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Рузе является одной из четырех сохранившихся городских церквей. Каменное здание в стиле классицизма с элементами барокко было возведено в конце XVIIIвека, а расширено и достроено в 1840-е годы. В храме особо почитают русских святителей Митрофана Воронежского и Димитрия Ростовского, в честь которых освящены два придела. В Покровской церкви есть большая чтимая икона новомучеников и исповедников, в земле Рузской просиявших
Согласно данным, собранным летописцем приходов Московской епархии В.И. Холмогоровым, впервые церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Рузе упоминается в 1620-х годах. Вот как описывается этот храм в дозорных и писцовых книгах того времени: «В Рузе на посаде храм Покров Пресвятыя Богородицы древян клетцки, стоит пуст без пения… церковь не покрыта и обвалилась, а живет у тое церкви вдовой поп Семион… свадьбы венчает и молитвы говорит, а правила у церкви не бывает». Покровский храм представлял плачевное зрелище: деревянный сруб стоял без крыши, стены завалились, службы не совершались, и лишь время от времени некоторые требы исполнял живущий при храме одинокий священник. Виной тому послужило, видимо, разорение, связанное с нашествием польско-литовских банд в Смутное время.
Однако, как мы видим из дальнейших выписок из архивных бумаг В.И. Холмогорова, и после Смутного времени церковная жизнь еще не раз оскудевала в Покровском приходе. К 1644 году деревянный храм был отремонтирован, но сорок лет спустя (в 1686 году) в описании прихода вновь видим знакомую плачевную картину: «Церковь Покрова Пресвятыя Богородицы стоит пуста, попа и дьякона нет, пение бывает временное, а церковь деревянная». При храме в то время жил только один дьячок. В 1699 году церковь обновили и освятили, однако уже в 1720-е годы приходской священник Семион – тезка первого священника, упоминавшегося столетием раньше – докладывал в Патриарший Казенный приказ следующее: «Служба у него, попа Семиона, в той церкви бывает временная, а не повседневная, а приходу нет ни единого двора».
В 1781-1788 годы на средства местного купца Герасима Ивановича Нестерова и волоколамского мещанина Николая Ивановича Арцыбашева был построен сохранившийся каменный двухэтажный храм. Главный его престол был освящен, как и прежние деревянные церкви, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1840-41 годы на средства помещицы А.В. Агарковой храм был расширен и с тех пор стал иметь четыре престола: Покровский, святителя Димитрия Ростовского, святителя Митрофана Воронежского и преподобного Сергия Радонежского. В 1930-х годах церковь была закрыта: ее помещения использовались сначала для нужд медицинских учреждений, а позже принадлежали краеведческому музею. С 2000 года в Покровской церкви стали вновь совершаться богослужения.
Фото с сайта Рузского краеведческого музея
Прихожане Покровского храма в Рузе почитают своими небесными заступниками двух святых середины XVII– начала XVIIIстолетия: святителей Митрофана Воронежского и Димитрия Ростовского, а также семерых Рузских новомучеников XXстолетия. Большая икона пятерых из них «Образ святых новомучеников в земле Рузской просиявших» помещена в иконостасе нижнего храма. Она была написана, как следует из описания сайта Рузского краеведческого музея, местными художниками братьями Юрием и Валерием Ивановыми в 2006 году.
Святитель Митрофан (Михаил) Воронежский и святитель Димитрий Ростовский (Даниил Саввич Туптало) были яркими церковными деятелями не простой исторической эпохи, на которую пришлись старообрядческий раскол, гонения на православие на Украине со стороны польских властей и петровские преобразования, ознаменовавшиеся давлением на Церковь уже со стороны российской власти. Пути двух святителей во многом отличались. Димитрий Ростовский знал множество языков, был книжным монахом, поэтому и вошел в историю, прежде всего, как автор четырехтомного труда Четьи-Минеи («Книга житий святых»). Большую часть жизни святитель Димитрий провел на родной для него Украине, но в конце своего земного пути прибыл в Москву, и после встречи с императором Петром Iбыл назначен на Ростовскую кафедру. В Ростове в Яковлевском монастыре он окончил дни в 1709 году.
Святитель Митрофан родился во Владимирской губернии. В отличие от Димитрия Ростовского он избрал монашеский путь не в юности, а в сорокалетнем возрасте: только после кончины супруги он принял иноческий постриг. Митрофан был больше деятельным человеком, чем книжным. В 1682 году в Русской Церкви образована Воронежская епархия, на землях которой активно действовали раскольники и сектанты. На новую кафедру назначили Митрофана, однако в связи с кончиной царя Федора Алексеевича, владыка задержался на некоторое время в Москве, чтобы участвовать в венчании на царство двух новых царей – Иоанна и Петра. Именно Митрофан поднес на особом блюде венец юному Петру. Святитель вошел в историю как наиболее близкий к царю-реформатору церковный деятель. Когда Петр строил корабли на Воронежских верфях, святитель Митрофан убеждал свою паству в необходимости создания флота и преобразований. Он лично жертвовал деньги из епархиальной казны на смелые проекты Петра. Царь оплакивал кончину любимого архиерея в 1703 году и лично нес гроб святителя. Митрофан Воронежский был канонизирован в 1832 году, а первый храм в его честь был освящен уже через год на подмосковной земле – им стала надвратная церковь Покровского монастыря в Хотьково.
Есть у церкви Покрова Божией Матери и города Рузы небесные покровители, просиявшие и сравнительно недавно, в XXстолетии – это местные новомученики и исповедники. С Рузским краем были связаны следующие мученики за веру: мирянин Алексей Семенович Скоробогатов, псаломщик Павел Сергеевич Соколов, схимонахиня Марфа Ивановна Иванова, протоиерей Алексей Веселовский, священник Николай Виноградов, протоиерей Николай Соколов и протоиерей Николай Виноградский. У каждого из них был свой путь на голгофу.
Расскажем об одном священномученике Рузской земли, судьба которого связана и с другими уголками Подмосковья – протоиерее Николае Александровиче Соколове. Он родился в селе Андреевское Можайского уезда в 1877 году, но большую часть жизни провел в селе Крымское бывшего Верейского уезда, где служил священником Преображенской церкви. В советские годы Крымское (Дубки) было в составе Рузского района, а теперь – Одинцовского городского округа. После окончания Московской Духовной семинарии Николай Соколов был назначен сначала учителем церковно-приходской школы в селе Крымское, а в 1899 году был рукоположен в сан священника к приходу этого же села. Его супруга Екатерина Ивановна была дочерью священника церкви села Крымское Иоанна Митропольского. Уже после революции отец Николай стал протоиереем, а в 1930-е годы – благочинным всех церквей Верейского и Можайского районов. 11 октября 1937 года о. Николай Соколов был арестован и заключен в Можайскую, а затем в Таганскую тюрьму в Москве. После недолгого следствия священник, обвинявшийся в антисоветской агитации, был приговорен к расстрелу. Приговор исполнили 31 октября на полигоне в Бутово. В 2002 году прот. Николай Соколов был причислен к лику новомучеников и исповедников российских для общецерковного почитания.
Преображенская церковь села Крымское (пос. Дубки)