Покровский храм в Никульском

Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Древнее село Никульское расположено в десяти километрах от Коломны недалеко от устья реки Северки. По легенде здесь был погребен герой Куликовской битвы Микула Васильевич Вельяминов, по имени которого село получило свое название. Здесь хоронили и других русских воинов, скончавшихся от ран на обратном пути в Москву с берегов Дона и Непрядвы. В ту давнюю эпоху в Никульском бывал благоверный князь Дмитрий Донской и преподобный Сергий Радонежский. В 1904 году силами крестьян и состоятельных уроженцев села был построен ныне существующий каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Недалеко от Покровской церкви установлен памятный крест со словами, высеченными на каменном основании: «Вечная слава погибшим воинам на Куликовом поле» и «Поклонимся с молитвой святому преподобному Сергию Радонежскому и святому благоверному Дмитрию Донскому». Имена этих святых и события, предшествовавшие и последовавшие за Куликовской битвой, тесно связаны с историей села и его церкви.

В Никульском недалеко от устья реки Северки, впадающей в реку Москву, находился двор коломенского воеводы. В 1380-м году эту должность занимал свояк Дмитрия Донского боярин Микула Васильевич Вельяминов: жены великого князя и коломенского воеводы были родными сестрами. Считается, что Микула Васильевич возвел недалеко от двора первую деревянную церковь в честь своего небесного покровителя Николая Чудотворца, поэтому и село стало называться Никульским. Впоследствии каменный храм в Никульском получил новое посвящение Покрову Пресвятой Богородицы.

Н.Д. Иванчин-Писарев в «Прогулке по древнему Коломенскому уезду» записал любопытную легенду о названии другого подмосковного села с похожим названием Микулино (теперь это Никулино Раменского района). Старожилы рассказывали: «В старые годы, которых и прадеды не помнили, принадлежало село какому-то воину Микуле». Иванчин-Писарев обратил внимание, что церковь в том селе освящена в честь Покрова Богородицы, а не святителя Николая, и сделал вывод, что Микулино было названо не по храму или иконе, а по имени знаменитого в прошлом владельца. Сказание «о каком-то воине Микуле» напомнило ему витязя великого князя Дмитрия Донского Микулу Васильевича Вельяминова, геройски павшего в день Куликовской битвы.

В древнем Сказании о Мамаевом побоище говорится, что именно на пиру в доме Микулы Васильевича князь Дмитрий Иванович Донской узнал грозную весть о походе Мамая на Русь и объявил о грядущей битве своим воеводам. Вот что говорилось в сказании: «Князь великий Дмитрий Иванович с братом своим с князем Владимиром Андреевичем и своими воеводами был на пиру у Микулы Васильевича. Говорит князь великий Дмитрий Иванович: Ведомо нам, братие милые, у быстрого Дону царь Мамай пришел на русскую землю. Поидем, братие, в полуночную страну, жребий Афетов, сына Ноева, от него же родися Русь православная, взыдем на горы киевские, посмотрим славного Днепра по всей земле русской; и оттоле – на восточную страну, жребий Симов, сына Ноева, от него же родишася Хинове поганые, татарове, бусорманове… Князи и бояре и удалые люди, оставимте домы своя и богатство и жены и дети, честь и славу мира сего получити, главы своя положити за землю русскую и веру христианскую».

Русские полки выдвинулись из Москвы на сбор войск, назначенный в Коломне на 31 июля 1380 года. Москвичи были встречены коломенцами в нескольких верстах от города возле устья реки Северки – в Никульском. От места сбора Микула Васильевич Вельяминов «с коломничи» шел на поле Куликово в передовом полку.

В ожесточенной битве Микула Васильевич погиб. Объехав побоище, великий князь Дмитрий Донской встал у тел князей Белозерских и Микулы Вельяминова и, заплакав, произнес: «Братия моя милая, князи и сынове русские, положившие за веру главы своя, аще имате дерзновение у Бога, молитеся за нас». Сохранило сказание и плачь вдовы Микулы Васильевича Марьи, узнавшей о гибели мужа: «Доне, ты Доне, река славная и быстрая. Прорыла еси горы каменные, течеши, Доне, в землю Половецкую, прилей ко мне моего государя Микулу Васильевича».

Пятьдесят дней Дмитрий Иванович с войском пробыл на Куликовом поле, погребая русских воинов, но тела знатных воевод не оставляли на месте схватки, а клали в деревянные колоды и отправляли для похорон в родные места. Прах Микулы Вельяминова был привезен с Куликовского поля в село Никульское. По преданию герой был погребен около Никольского деревянного храма. Вельяминов был не единственным павшим воином в битве с Мамаем, который нашел последнее пристанище в Никульском. Неподалеку от села и сегодня есть урочище, которое издавна называют «Куликовыми кустиками». По преданию, здесь Дмитрий Донской похоронил ратников, погибших на обратном пути из Куликова поля в Москву.

Считается, что в Никульском или его ближайших окрестностях бывал и преподобный Сергий Радонежский, когда примирял враждовавших князей Дмитрия Донского и Олега Рязанского. После Куликовской битвы в 1385 году рязанский князь Олег Иванович неожиданно захватил и разграбил Коломну, которая на тот момент принадлежала Московскому княжеству. Дмитрий Донской в ответ выслал к Рязани свое войско, но был разбит рязанцами вблизи Луховиц. «Нелюбье» – так называли противостояние московского и рязанского князей в летописях – могло завершиться новой серьезной междоусобной смутой. Благоверный князь Дмитрий стал искать мирного решения ссоры и упросил преподобного Сергия Радонежского выступить посредником между Москвой и Рязанью. В начале рождественского поста старец пешком направился из Троицкой обители в Рязань. Встретившись с Олегом, преподобный Сергий устыдил гордого князя и склонил к примирению с Дмитрием Ивановичем Донским. Встреча князей для заключения мира состоялась на реке Северке вблизи Коломны – вероятно, в Никульском, где располагался двор коломенского воеводы.

Нынешний кирпичный трехпрестольный храм в Никульском был построен в 1904 году стараниям уроженцев села, среди которых роль организатора сыграл надзиратель Земледельческой школы в Москве надворный советник Федор Васильевич Соболев, сын никульского псаломщика. Семейное захоронение Соболевых и сейчас можно увидеть с восточной стороны Покровского храма. Четвертого февраля 1897 года в московской квартире Соболева собрались несколько уроженцев Никульского, которые договорились начать возведение в родном селе каменного храма. Все присутствующие были объявлены членами строительного комитета, после чего немедленно отправились в московский Чудов монастырь, чтобы отслужить молебен у мощей святителя Алексия Московского и у иконы Николая Чудотворца.

В апреле 1897 года крестьяне Никульского согласились предоставить комитету Соболева землю для будущего храма. Для постройки церкви специально сооружался кирпичный завод, руководить которым вызвался местный псаломщик и брат учредителя комитета Петр Васильевич Соболев. В то же время Федор Васильевич попросил московского архитектора Александра Фелициановича Мейснера, с которым был знаком по Земледельческой школе, бесплатно составить проект будущего храма. Около трех лет заняло строительство. В 1901 году воздвигнули кресты, сооруженные на средства братьев Соболевых. В 1904 году на колокольню подняли четырехсот пудовый колокол, и в том же году церковь освятили.

В советские годы Покровский храм в Никульском был закрыт: разобрали колокольню, купол и каменную ограду. В 1940-е годы был засыпан и существовавший много лет в Никульском святой источник. По местному преданию в давние времена на Ильин день в землю ударила молния, и из этого места забила ключевая целебная вода. Святой колодец стали называть Ильинским в честь ветхозаветного пророка. В 2000-е годы колодец в Никульском был восстановлен, а над ним построена новая деревянная часовня в честь пророка Ильи.