личный кабинет
Мобильные приложения
Выберите город
Выберите город
  • Апрелевка
  • Балашиха
  • Бронницы
  • Верея
  • Видное
  • Волоколамск
  • Воскресенск
  • Высоковск
  • Голицыно
  • Дедовск
  • Дзержинский
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дрезна
  • Дубна
  • Егорьевск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Ивантеевка
  • Истра
  • Кашира
  • Клин
  • Коломна
  • Королёв
  • Котельники
  • Красноармейск
  • Красногорск
  • Краснозаводск
  • Краснознаменск
  • Кубинка
  • Куровское
  • Ликино-Дулёво
  • Лобня
  • Лосино-Петровский
  • Луховицы
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Можайск
  • Мытищи
  • Наро-Фоминск
  • Ногинск
  • Одинцово
  • Озёры
  • Орехово-Зуево
  • Павловский Посад
  • Пересвет
  • Подольск
  • Протвино
  • Пушкино
  • Пущино
  • Раменское
  • Реутов
  • Рошаль
  • Руза
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Солнечногорск
  • Старая Купавна
  • Ступино
  • Талдом
  • Фрязино
  • Химки
  • Хотьково
  • Черноголовка
  • Чехов
  • Шатура
  • Щёлково
  • Электрогорск
  • Электросталь
  • Электроугли
  • Яхрома
22 апреля 2019 01:36:53
Истории святынь Подмосковья

Польская икона в подмосковном селе

12:30, 18 марта 2019
ВСТРОИТЬ НА САЙТ

Храм святителя Николая в селе Ермолино Ленинского района не закрывался в советские годы, поэтому стал приютом для святынь из уничтоженных и поруганных церквей округи. Среди таких икон есть одна необычная – это список знаменитой Ченстоховской Божией Матери, оригинал которого находится в католическом монастыре Ясная Гора в Польше. О том, какими путями польский образ оказался среди чтимых икон подмосковной церкви, пойдет речь в этой статье.

Ченстоховская Божия Матерь – самая известная икона католической Польши, хотя почитается не только католиками, но и православными. Несмотря на то, что польский образ Божией Матери является общей святыней двух христианских конфессий, ее списки в Российской империи распространялись в основном в соседних с Польшей губерниях на западе Белоруссии и Украины. Вот почему странно встретить этот чудотворный лик в подмосковном сельском храме. Оказывается, почитаемая в Ермолино старинная икона преодолела долгий путь, прежде чем попала в окрестности города Видное.

История подмосковной святыни начинается в белорусском городе Гродно – на стыке двух этно-конфессиональных миров: польского католического и русского православного. В этой пограничной местности монастыри и храмы в ходе истории не раз переходили из одной конфессии в другую, следуя политическому влиянию то Польши, то Российской империи. Такая судьба была и у Рождество-Богородичной обители в Гродно, откуда родом подмосковный список Ченстоховской иконы. Считается, что еще в XVI столетии, до Брестской унии 1596 года, на месте обители находился православный Пречистенский храм.  Гродно в то время находился под властью Речи Посполитой, где православие активно заменялось унией. В XVII веке храм отдали униатам, а затем при нем поселилась небольшая женская община монахинь-базилианок. Почти двести пятьдесят лет в этих краях господствовала католическая уния, но в 1839 году состоялся знаменитый Полоцкий собор униатского духовенства, по итогам которого большая часть населения западных губерний Российской империи воссоединилась с Российской церковью. Вскоре после этого вместо униатского женского монастыря в Гродно была учреждена православная Рождество-Богородичная обитель.

Гродненской женской общине в неспокойном XX веке было суждено все время скитаться, бежать из одного пристанища к другому. В 1901 году Святейший Синод принял решение переселить женскую Рождество-Богородичную общину в урочище Красносток, лежавшее в тридцати верстах от Гродно. Для этого решения имелись причины миссионерского характера – монахиням необходимо было вести православную проповедь среди населения, находившегося в центре католического влияния.

Церковная история Красностока напоминала судьбу обители в Гродно. В конце XVIII века в урочище Красносток имелся польский костел и небольшой монастырь доминиканцев, по преданию возникший на месте православного храма. После Полоцкого собора католический монастырь в Красностоке вновь перешел в ведение православных. В отчете обер-прокурора за 1901 год об этой обители говорилось следующее: «Необходимо было возвратить Красностокскому храму то миссионерское значение, какое он имел у католиков, тем более что не прекратившаяся и после передачи названного храма православной церкви враждебная деятельность католических ксендзов настоятельно указывала на необходимость создать в очаге этой деятельности такую твердыню православия». Впрочем, переселение монахинь из города Гродно в Красносток произошло и по другой причине: в городе монастырь был стеснен узкими улицами и находился в соседстве с двумя табачными фабриками.

В Красностокском монастыре хранилась древняя икона Божией Матери, которая еще до Брестской унии по преданию была подарена князем Урусовым во время похода против Литвы православной общине. Эта икона получила имя Красностокской и привлекала в монастырь верующих всех конфессий: и католиков, и униатов, и православных. Характерно, что после перевода храма в православную юрисдикцию несколько лет святыню прятали в алтаре, опасаясь, что ее похитят католики.

В 1914 году началась Первая Мировая война, с первых дней которой русская армия несла серьезные потери на западных рубежах империи. Из-за стремительного наступления немцев вся община Красностокского монастыря в 1915 году была эвакуирована в Москву. Царь Николай II позволил ста шестидесяти четырем монахиням поселиться в Александрийском дворце в Нескучном саду. Бежав от войны из Красностока, инокини привезли в Москву свои главные святыни и иконы.

После революции 1917 года новая власть выселила белорусских инокинь из московского пристанища в Нескучном саду, однако по ходатайству патриарха Тихона с 1918 года Красностокской общине удалось перебраться в Екатерининскую пустынь под Москвой. Там беженки Первой мировой продолжили жить согласно монастырскому уставу, формально числясь трудовой артелью. В 1931 году, с усилением гонений на православную церковь, монахинь выгнали и из этого подмосковного приюта. В 1934 году в бывшей Екатерининской обители закрыли последнюю действовавшую надвратную церковь, но святыни монастыря, в том числе привезенные в 1915 году из Белоруссии, чудом удалось спасти. Как указано на сайте Екатерининского монастыря, иконы увозили тайно, на рассвете, на покрытой соломой телеге. В первое воскресенье после праздника Покрова Пресвятой Богородицы монахини привезли святыни в соседнее с Екатерининской пустынью село Ермолино, где храм в советские годы не закрывался. Так в местной церкви Николая Чудотворца появился чудотворный список Ченстоховской иконы, проделавший долгий путь из Западной Белоруссии, где пересекались и сталкивались религиозные традиции католиков и православных.

Антон Саков

Загрузка...
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.

вверх