личный кабинет
Мобильные приложения
Выберите город
Выберите город
  • Апрелевка
  • Балашиха
  • Бронницы
  • Верея
  • Видное
  • Волоколамск
  • Воскресенск
  • Высоковск
  • Голицыно
  • Дедовск
  • Дзержинский
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дрезна
  • Дубна
  • Егорьевск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Ивантеевка
  • Истра
  • Кашира
  • Клин
  • Коломна
  • Королёв
  • Котельники
  • Красноармейск
  • Красногорск
  • Краснозаводск
  • Краснознаменск
  • Кубинка
  • Куровское
  • Ликино-Дулёво
  • Лобня
  • Лосино-Петровский
  • Луховицы
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Можайск
  • Мытищи
  • Наро-Фоминск
  • Ногинск
  • Одинцово
  • Озёры
  • Орехово-Зуево
  • Павловский Посад
  • Пересвет
  • Подольск
  • Протвино
  • Пушкино
  • Пущино
  • Раменское
  • Реутов
  • Рошаль
  • Руза
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Солнечногорск
  • Старая Купавна
  • Ступино
  • Талдом
  • Фрязино
  • Химки
  • Хотьково
  • Черноголовка
  • Чехов
  • Шатура
  • Щёлково
  • Электрогорск
  • Электросталь
  • Электроугли
  • Яхрома
16 февраля 2019 12:18:37
Истории святынь Подмосковья

Преображенский скит в Юдино

14:44, 04 февраля 2019
ВСТРОИТЬ НА САЙТ

Храм в селе Юдино Одинцовского района связан с судьбой князя Александра Бековича-Черкасского, совершившего по указу императора Петра I рискованный поход к ханствам Хивы и Бухары в поисках богатств Восточной Индии и золотоносной реки. В 1995 году при старинном храме был открыт подмосковный скит Пюхтицкого Успенского монастыря в Эстонии. Эту прибалтийскую обитель любил патриарх Московский Алексий II.

Крещеный кабардинский князь, убитый ханом

Преображенская церковь в Юдино была основана в имении князей Черкасских в 1720 году. Строителем храма считается Александр Бекович-Черкасский – незаурядный деятель петровской эпохи. Девлет Мурза Бекович был потомком кабардинских князей, а после перехода в православие получил христианское имя Александр. В 1700 году бабка Александра Черкасского передала ему подмосковное село Юдино, в котором на тот момент стояла ветхая деревянная церковь Преображения Господня. В 1703 году из Синодального казенного приказа князю Бековичу-Черкасскому была выдана благословенная грамота для строительства в Юдино новой церкви. Исполнить это богоугодное дело новообращенному в православие кабардинскому князю не удалось «за отлучением Его Величества дальних служб».

Главным и роковым предприятием князя стала небывалая по тем временам экспедиция 1717 года в Хивинское и Бухарское ханства. Василий Могутов в «Редком и достопамятном известии о бывшей из России в Великую Татарию экспедиции под именем посольства» подробно описывал ход этого «приключения, которое Россия не имела в нашем веке».

История началась в 1713 году, когда в Астрахани один знатный трухмен сообщил крещеному гилянцу князю Заманову о будто бы текущей в Бухарском ханстве реке с золотым песком. Заманов взял трухмена в Москву и добился личной встречи с Петром I. Царь внимательно отнесся к новости о золотом песке Бухарии и приказал капитану-поручику гвардии Александру Бековичу-Черкасскому выяснить у трухменца больше сведений, поскольку тот владел восточными языками. К проекту добычи золота в Средней Азии и царь, и князь Черкасский отнеслись серьезно. Перед экспедицией  Черкасский съездил в Астрахань и в Кабарду, а вскоре был уполномочен Петром совершить посольство в Хиву и Бухару, чтобы узнать на месте о добыче золота, торговых путях, ведущих в Восточную Индию, и попутно склонить ханства к Российскому престолу.

В 1717 году Черкасский и его отряды выступили из Астрахани. Князя сопровождало несколько тысяч бойцов, среди которых были шведские наемники, пехотинцы, артиллеристы, ополчение астраханских дворян, вооруженные ногайцы и казаки. Целый месяц шли отряды под руководством Бековича-Черкасского, преодолевая безводные места. Наконец, войско остановилось в ста двадцати верстах от Хив вблизи Аральского моря, где незваных гостей встретил хан Шаргази. Три дня орды хивинцев «чинили жестокие нападения» на людей Черкасского, но одолеть их в бою не могли.

Осознав силу отрядов русского посла, хивинцы решили прибегнуть к обману. Хан выслал в лагерь Черкасского двух человек, которые от имени правителя предлагали мир с российским послом. Шаргази пригласил Бековича-Черкасского к себе в ставку. Наивно доверившись словам посланников, Черкасский выехал в лагерь хана и был вероломно взят в плен, а его защитники перебиты. В походе Черкасский узнал весть о гибели жены и дочерей на Волге. Возможно, подавленный известием, он и совершил роковую ошибку поверить слову хивинцев.

В плену князя Черкасского заставили написать послание к майору, оставшемуся с основными силами русских, разделиться на маленькие команды и рассеяться среди местного населения. Майор трижды отказывался выполнить этот самоубийственный указ, догадываясь, что он дан князем невольно, но на четвертый раз покорился. В итоге, все войско, разделившееся на группы, было поодиночке разбито хивинцами. Хан Шаргази отрубил Бековичу-Черкасскому голову и отправил соседнему Бухарскому правителю, хвалясь, что разбил войско могущественного российского посла.

Князь Бекович-Черкасский не успел построить каменную церковь в своей вотчине под Москвой, но отправляясь в дальний поход, дал указ теще Марии Федоровне Голицыной окончить задуманное. Уже после смерти князя был основан, а через три года построен сохранившийся Преображенский храм в селе Юдино.

Подворье эстонской обители в Подмосковье

Храм в Юдино как и церкви в Перхушково и Акулово не закрывался в советские годы. В 1995 году этот подмосковный храм стал скитом Пюхтицкого женского монастыря в Эстонии. Создание скита произошло в годы патриаршества Алексия II, который родился в Таллинне и, будучи епископом, опекал женский монастырь на своей малой родине в советские годы.

У Пюхтицкого монастыря сложилась счастливая судьба в XX веке. После революции 1917 года обитель оказалась на территории независимой Эстонии, поэтому не была закрыта. По итогам Великой Отечественной войны, когда Прибалтика вновь вошла в состав СССР, действовавший Пюхтицкий монастырь закрывать не стали, и монашеская жизнь в нем никогда не прекращалась.

Пюхтица в переводе с эстонского языка означает «святое место». Монастырь был основан рядом с дубом на горе, где в XVI веке местные эстонские крестьяне нашли чудотворную икону Божией Матери. С тех пор на святом месте стояла часовня, а в 1880-е годы стараниями губернатора Эстляндии князя Сергея Шаховского был открыт православный приход, преобразовавшийся в женскую общину, а в 1891 году – в полноценный монастырь. В 1990-е годы у обители появилось несколько скитов и подворий в России. Пюхтицкий монастырь открыл подворье в московском храме Николая Чудотворца в Звонарях, а также небольшое загородное подворье при храме преподобного Никона Радонежского у деревни Марино Сергиево-Посадского района.

Антон Саков

Загрузка...
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.

вверх