Соколова Пустынь – исчезнувшая обитель у Оки

Антон Саков / Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]

Название деревни Соколова Пустынь в Ступинском районе сохранило память о древнем монастыре, который исчез несколько столетий назад. Сегодня в этой живописной местности, покрытой сосновым лесом, не осталось никаких следов обители: нет ни храма, ни часовни, ни памятного креста. В 1895 году рядом с местом, где находилась Соколова Пустынь, был открыт небольшой Предтеченский скит Каширского Никитского монастыря, однако и от его построек к середине XX века ничего не осталось. До революции деревня Соколова Пустынь входила в приход Троицкой церкви села Лужники. На территории этого храма в 2007 году было установлено скульптурное изображение преподобного Сергия Радонежского в память о возможном посещении святым этих приокских мест.

В 1899 году архимандрит Геронтий составил подробное описание Каширского Никитского общежительного монастыря, в котором касался самой Каширы и ее окрестностей. Он записал предание, согласно которому в Белопесоцком монастыре была когда-то келья-палатка преподобного Сергия Радонежского. В ней святой отдыхал во время своих походов в приокские монастыри, устроенные его учениками. Об этом предании напоминает скульптура у Троицкой церкви села Лужники на Оке, выполненная скульптором Михаилом Шандуренко – наследником дома знаменитого художника-анималиста Д. В. Горлова в Соколовой Пустыни.

О Соколовой Пустыни архимандрит Геронтий писал следующее: «С парохода мне показывали на крутом берегу Оки деревню под названием Соколова Пустынь в 7-ми верстах от Каширы; там была некогда Предтечева пустынь, в XVIIIстолетии сгоревшая до основания. Уцелевшая икона главы св. Иоанна Предтечи была перенесена в Белопесоцкий монастырь; туда же переселились и иноки». В конце XIXстолетия архимандрит Геронтий нашел на месте бывшей пустыни только маленькую часовенку, а точнее столб с крестом, установленный на крутой горе, и несколько надгробных холмиков. Икона главы Иоанна Предтечи из древней Соколовой Пустыни, по-видимому, пропала в советские годы, когда Белопесоцкая обитель была закрыта и разорена.

Почти через двести лет после уничтожения пустыни в ее окрестностях вновь возродилась монашеская жизнь. Трудами инокинь Никитского женского монастыря в 1895 году в этих местах был основан скит с тем же посвящением Иоанну Предтече. Устройство скита вблизи бывшей Соколовой Пустыни началось благодаря случайному стечению обстоятельств. Никитской общине в Кашире принадлежал лес, находившийся в двадцати верстах от обители в Серпуховском уезде. Этот лес был куплен основательницей Никитского монастыря инокиней Фомаидой, но из-за дальнего расстояния оттуда почти никогда не брали дров. Для отопления монастырских печей стали искать лес поближе к обители. С большим трудом игуменья Тихона добивалась участка: в Каширском уезде казенных лесных дач не было, а ближайший лес находился в Московской губернии за Окой. Наконец, в 1890 году Никитский монастырь получил документы на этот лес, располагавшийся в семи верстах от Каширы вблизи Соколовой Пустыни.

После покупки дачи игуменья Никитского монастыря велела перевезти в лес из Каширы ветхую келью-сторожку, которую разобрали при строительстве нового собора. С этой хижины началось обустройство Предтеченского скита на лесной даче. В том же 1890 году к игуменье неожиданно обратились крестьяне трех соседних деревень с просьбой открыть школу для их детей. При содействии сенатора и товарища обер-прокурора Владимира Карловича Саблера, проведшего детство в Колтово недалеко от Каширы, Святейшим Синодом были выделены деньги на постройку школы. С осени 1891 года в ней уже начались занятия, а учительницей была назначена послушница из Никитского монастыря. Вскоре к ней переселились еще три послушницы и монахиня Еликонида. На новом месте инокини стали расчищать лес, завели пасеку и огород. Вскоре сестры, живущие уединенно на лесной даче у школы, стали просить игуменью о постройке собственного храма.

На строительство храма в лесу скоро нашелся благотворитель, серпуховский купец Василий Иванович Каштанов, но церковные власти поначалу были против новой церкви. Выходило, что один монастырь разделялся на две губернии: Никитская община в Кашире оставалась в Тульской губернии, а предполагаемый храм на лесной даче переходил к Московской. Вскоре, однако, сомнения иерархов были преодолены. Московский митрополит Сергий разрешил строительство церкви в своей епархии, сказав монастырскому ходатаю следующее: «Мы поделяемся монастырю Каширскому теплом (т.е. дровами), пусть они поделятся нам светом (т.е. школой, просвещением края)». Он благословил игуменью Тихону на строительство церкви вблизи Соколовой Пустыни иконой Иверской Божией Матери.

В 1895 году был построен и освящен храм в честь Иоанна Предтечи по проекту архитектора Кондакова, и лесная дача Никитского монастыря стала официально называться Предтеченским скитом. В 1899 году в скиту насчитывалось тридцать сестер во главе с монахиней Еликонидой. Они проходили разные послушания: работали на огороде и пасеке, занимались с детьми в школе. В конце XIXстолетия скит вблизи Соколовой Пустыни состоял из храма, пяти корпусов, амбара, ледника, деревянного сарая. За оградой находились другие строения: здание школы, дом священника, келья учительницы, пасека, скотный двор, гостиница для паломников и некоторые другие хозяйственные постройки. В скитский храм ходили жители Соколовой Пустыни, Сайгатово, Тутыхино, Головлинки, Ступино. Архимандрит Геронтий писал: «Трудно верить, что в короткое время, без наличных средств, так много выстроено; все делалось по благословению свыше, помощью св. Великого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня». Сегодня трудно поверить, что от скита, как и от Соколовой Пустыни, ничего не осталось.