Список Моденской иконы в Наташино

Антон Саков / Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]

Деревянный Троицкий храм в Наташино был построен в 1913 году. В советские годы Троицкая церковь оставалась единственной действующей в Люберцах и ближайшей округе. В храме почитается список чудотворной Моденской иконы Божией Матери, оригинал которой находится в Успенском храме бывшего подмосковного села Косино. В день празднования иконы двадцатого июня совершается крестный ход с чтимым образом из Троицкого храма к Наташинским прудам.

Наташино находится на северной окраине города Люберцы. В 1901 году купец Е.А. Скальский выкупил эту землю для того, чтобы сдавать участки дачникам. Он назвал поселок в честь любимой дочери. При Скальском был устроен парк и выкопаны пруды, сохранившиеся до сих пор под именем Наташинских. Также владелец пожертвовал десятину земли для постройки Троицкой церкви. Необходимость возведения храма стала очевидной к 1911 году, когда количество дачников возросло до трех тысяч человек. Соседние храмы в Косино и Люберцах имели большие приходы и не вмещали всех молящихся даже в зимний период, когда количество жителей сокращалось в три раза. На сайте Троицкой церкви приводится цитата из письма верующих в Московскую духовную консисторию, которая описывает эту ситуацию: «В прошедшее Рождество Христово большинство наших жителей совсем не были в церкви, а те, которые, имея своих лошадей, поехали в Люберцы, возвратились обмороженными, так как из-за тесноты не смогли пробраться в церковь…» Духовные власти пошли навстречу жителям Наташино и дали разрешение на постройку церкви. Деревянный храм по проекту архитектора М. Бугровского был возведен в 1912-1913-е годы.

Чтимой святыней Троицкого храма является список Моденской или Косинской иконы Божией Матери. Местное предание связывает появление этого образа с именем царя Петра I. В детстве будущий монарх гостил в селе Измайлово у своего брата Федора Алексеевича. В ледяном дворе в сарае среди старых вещей Петр нашел разбитый Брантов ботик, принадлежавший еще его деду Никите Ивановичу Романову. Когда пруд в Измайлово стал тесен для упражнений с ботиком, Петр стал искать более вместительный водоем в окрестностях Москвы и вскоре обратил внимание на Белое озеро в Косино. У восточного берега озера были построены пристани, поставлены небольшие суда. Следы петровской потешной верфи, как писал И.И. Померанцев в книге «Косино и его святыни», еще долго сохранялись на озере: крестьяне вплоть до 1860-х годов указывали их место.

Вскоре вся флотилия была перенесена из Косино на Плещеевское озеро под Переславль-Залесский, но у молодого царя, видимо, осталась добрая память о месте, где он собирался проводить первые упражнения в испытании судов. Петр пожертвовал в Успенский храм в Косино икону Божией Матери именуемую Моденской. Считается, что этот образ Богородицы в числе других христианских святынь привез в Россию сподвижник Петра Iграф Борис Петрович Шереметев из своей заграничной поездки. Свое название икона получила по итальянскому городу Модена.

Вот как описана иконография Моденского образа в книге «Богоматерь» Е.Поселянина: «Изображена Богоматерь стоящею с Предвечным Младенцем на левой руке. Богомладенец обращен лицом к народу; в левой руке Его свиток, а правой рукой он благословляет. Живопись на иконе древняя, итальянская, прекрасно сохранившаяся».

И.И. Померанцев приводит в книге свидетельства о чудесах, совершавшихся у оригинала Моденской иконы в Косино. Около 1808 года исцелилась девушка из села Кожухово, страдавшая от болезни ног. Во сне ей явилась Божия Матерь, велев заказать молебен у Моденского образа и окунуться в Святом озере. Девушка исполнила услышанное во сне и получила полное исцеление. В благодарность Божией Матери она пожертвовала иконе медно-вызолоченную ризу.

Слава о чудесах Моденской иконы вышла далеко за пределы округи: к ней приходили и получали исцеление страждущие из Коломенского уезда, Москвы, Тульской, Калужской и Владимирской губерний. Показателен один случай исцеления ребенка мещан из Сергиева Посада. Младенец был болен «золотухою», из-за которой ранки покрывали его голову, лицо и глаза. Мать узнала от знакомой, что к Моденской иконе приносят много детей, и дала обещание пойти в неблизкий путь в село Косино. После богомольной дороги, молебна у иконы и купания в Святом озере все раны на лице младенца прошли. Это чудо говорит об особой святости Моденского образа, к которому притекали верующие даже из Сергиева Посада, в котором, казалось бы, было множество собственных великих святынь.

В 1848 году в Косино, в соседних селах и на фабриках свирепствовали опасные эпидемии. Чудотворная Моденская икона несколько раз приносилась для всеобщей молитвы в поселения, где особенно сильно шло распространение болезни. Померанцев писал: «заступлением и милостию Царицы Небесной болезнь стихала и прекращалась. В благодарное воспоминание полученной милости от Царицы Небесной в годину бедствия, установлено жителями этих весей каждогодно молебствовать в назначенные дни (летних месяцев) с принесением святых икон из косинского храма…»

В конце 1930-х годов Успенский храм в Косино был закрыт, но чудотворная Моденская икона не была уничтожена. Сначала ее поместили в антирелигиозный музей, а позже – в музей иконы имени Андрея Рублева в Москве. Там была проведена реставрация образа, а в начале 1990-х годов он вернулся из запасников музея в косинский храм. Оригинал иконы сегодня хранится в Успенской церкви в Косино (сейчас это район Москвы), а неподалеку в Троицкой церкви Люберец есть свой подмосковный список того же образа.