Старинная церковь в совхозе «Буденновец»

Антон Саков \ Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]

В поселке совхоза «Буденновец» сохранился редкий для Дмитровского городского округа памятник стиля барокко – каменная церковь Николая Чудотворца второй половины XVIIIвека. До 1931 года это место называлось Даниловской слободой, а еще раньше здесь располагалась усадьба, которой в XVIII-XIXвеках владели князья Прозоровские и Голицыны, помещики Поливановы и Римские-Корсаковы. Сохранившийся храм построил в своей усадьбе князь Иван Федорович Голицын – верный генерал- адъютант императора Петра III. Общественный и политический деятель Дмитрий Иванович Шаховской, внук декабриста Ф.П. Шаховского, называл Никольскую церковь в Даниловском одной из самых интересных в архитектурном отношении во всем Дмитровском уезде.

В 1910 году староста Никольской церкви села Даниловское Дмитровского уезда обратился с ходатайством в духовную консисторию о переделке старого иконостаса. Рассмотрев дело, Императорская архитектурная комиссия постановила сохранить редкий иконостас в стиле барокко. Прочность иконостаса и его художественную ценность подтвердил известный архитектор того времени Иероним Севастьянович Китнер. Попутно в деле 1910 года о переделке иконостаса приводились исторические сведения о самой церкви.

Предшественницей нынешнего храма была деревянная пятиглавая церковь, которая во второй половине XVIIIвека, видимо, пришла в ветхое состояние. По указанию владельца усадьбы Даниловское князя Ивана Федоровича Голицына в 1768 году было подано прошение в Переславскую Духовную Консисторию следующего содержания: «Дмитровского уезда вотчины его в селе Даниловском имеется деревянная церковь во имя святителя Николая, которая от давнего строения пришла в ветхость, вместо которой он [князь И.Ф. Голицын] желает построить близ той ветхой церкви каменную в то же именование». Синодальная контора одобрила благое намерение князя Голицына построить новый храм. При этом бревна от старой церкви было велено разобрать и использовать на отопление каменного храма или на растопку печи для приготовления просфор.

В начале XXвека современная Голицыну живопись на стенах церкви уже была утрачена, зато еще сохранялись каменные скульптуры апостолов на фасаде церкви, пол из тарусского мрамора, колокольня, старинная храмовая утварь и иконы. В деле о переделке иконостаса среди храмовых святынь отмечена икона с врезанным ковчегом с частицей мощей блаженного Максима Московского. Вероятно, этот московский чудотворец особо почитался в селе Даниловском.

Блаженный Максим жил в конце XIV-первой половине XVвека. Это было бедственное для Москвы и всей Руси время: с одной стороны набеги татар, с другой – засуха, голод и моровая язва. На примере добровольного терпения холода, болезней и насмешек блаженный учил страдавший народ христианским добродетелям: смирению, терпению, преданности и упованию на милость Божию. Сохранились наставления-поговорки блаженного Максима Московского, которые он любил говорить народу: «Не все по шерсти, ине и напротив; блудливой чушке – полено в шею; за дело побьют, повинись да пониже поклонись; не плачь битый, плачь небитый; всяк креститься, да не всяк молится: божница домашняя, а совесть продажная; по бороде Авраам, а по делам Хам».

Главной местной святыней церкви в Даниловском был образ Николая Чудотворца. В описании 1910 года перечислялась также церковная утварь: два старинных священнических облачения с шитыми серебром по зеленому бархату оплечьями, чеканные с финифтью литургические сосуды и богослужебное Евангелие в серебряном вызолоченном окладе.

Храмоздатель Иван Федорович Голицын (1731-1796) был известен своей преданностью императору Петру III. После дворцового переворота 1762 года, который привел на трон Екатерину II, генерал-адъютант И.Ф. Голицын удалился из Петербурга и поселился в имении Даниловское Дмитровского уезда. Здесь он прожил безвыездно и уединенно вплоть до кончины царицы и восшествия на престол в 1796 году Павла I– сына убиенного Петра III. Именно в этот период была построена частично сохранившаяся усадьбы и кирпичная Никольская церковь. Опальный вельможа в годы своего пребывания в Даниловском был избран предводителем дворянства Дмитровского уезда.

Бездетный князь завещал имение Даниловское своей падчерице Марии Васильевне Поливановой (урожденной Грушецкой). Она была дочерью его второй супруги Надежды Ивановны Грушецкой. Племянник Марии Васильевны Михаил Павлович Бестужев-Рюмин вошел в русскую историю, как один из пяти декабристов, повешенных 25 июля 1826 года. Дмитрий Иванович Шаховской, внук другого декабриста Ф.П. Шаховского, считал, что в детстве Бестужев-Рюмин мог гостить в Даниловском у своей тетки. Вместе с С.И. Муравьевым-Апостолом М.П. Бестужев-Рюмин составил известный «Православный катехизис». Так называлась революционная прокламация, оправдывающая свержение царской власти с использованием некоторых тезисов христианского богословия и библейских цитат.

В 1830 годах село Даниловское приобрела Марья Ивановна Римская-Корсакова. В «Указателе селений и жителей уездов Московской губернии» 1852 года владельцем Даниловского значилась уже ее дочь – Софья Александровна (в замужестве Волкова). Марья Ивановна Римская-Корсакова была одной из центральных фигур «Грибоедовской Москвы». Вот как характеризовал ее литературовед М.О. Гершензон: «Трудно устоять против искушения срисовать ее портрет. Ее лицо так характерно в своей непринужденной выразительности, и вместе так ярко-типично, что она кажется скорее художественным образом, нежели единичной личностью. Между тем она действительно жила, ее дом в Москве поныне цел».

Русский поэт П.А. Вяземский так описывал Римскую-Корсакову и дочерей: «Марья Ивановна Римская-Корсакова должна иметь почетное место в преданиях хлебосольной и гостеприимной Москвы. Она жила, что называется, открытым домом, давала часто обеды, вечера, балы, маскарады, разные увеселения, зимою санные катанья за городом, импровизированные завтраки… Красавицы-дочери ее, и особенно одна из них, намеками воспетая Пушкиным в «Онегине», были душою и прелестью этих собраний. Сама Марья Ивановна была тип московской барыни в хорошем и лучшем значении этого слова».

При своей любви к праздникам и увеселением М.И. Римская-Корсакова была очень богомольна. Каждое воскресенье и среду она ходила на литургию, как правило, в Страстной монастырь, который располагался недалеко от ее московской городской усадьбы. Она учила своих детей всякое дело начинать с молитвы и особенно почитала Казанскую икону Божией Матери. Во время приезда в Москву Иерусалимского греческого патриарха Римская-Корсакова поспешила познакомиться с высоким гостем и попросила его отслужить молебен в своем доме. Она также имела ежегодный обычай ездить на богомолье в Ростов Великий.

Марья Ивановна Римская-Корсакова летние месяцы проводила в рязанском имении супруга или подмосковных друзей семьи, но была погребена на Дмитровской земле в Николо-Пешношском монастыре. Там же за двадцать лет до этого в 1813 году нашла упокоение ее старшая дочь Варвара, скончавшаяся от чахотки.

В справочнике «Памятнике архитектуры Московской области» Никольская церковь бывшего села Даниловского описывалась так: «Ярусное центрическое здание с лепестковым планом по типу и конструктивному приему… восходит к образцам конца XVIIв. Декоративное убранство исполнено в развитых формах елизаветинского барокко». К сожалению, в советские годы храм был закрыт и замечательный архитектурный памятник понес многие утраты: исчезло внутреннее убранство, купол, упоминавшийся иконостас и колокольня. Считается, что колокольня церкви села Даниловского строилась по тому же проекту, что и колокольня несохранившейся московской церкви Бориса и Глеба на Арбате работы зодчего К. И. Бланка. До 1993 года ценный архитектурный памятник использовался в качестве склада совхоза «Буденновец», затем стоял бесхозным. За полвека забвения храм оказался в аварийном состоянии, но сегодня Никольский храм в Даниловском возрождается.