Троицкий храм при Малютинской фабрике

Антон Саков / Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]

Первый каменный храм Живоначальной Троицы был построен в Раменском еще в 1725 году, но в середине XIX столетия возникла необходимость в более просторной церкви. В жизни села Троицкого (прежнее название Раменского) произошли перемены: купец Павел Семенович Малютин купил здесь убыточную бумагопрядильную фабрику, поставив производство на новый уровень. Население фабричного поселка выросло, и в 1852-1855 годы на средства владельцев предприятия рядом со старой церковью был построен новый просторный кирпичный храм Живоначальной Троицы. В 1889 году собор был расширен, в нем стало пять престолов: Троицкий, Успенский, Архангельский, Петропавловский и Никольский.

В начале 1850-х годов на бумагопрядильной фабрике Павла Семеновича Малютина в Раменском стал работать ночным смотрителем машин инженер Федор Михайлович Дмитриев. С его именем связано появление у Троицкого собора необычной бронзовой скульптуры Спасителя. Когда Дмитриев устроился на фабрику Малютина, почти все специалисты были англичанами, и русский по национальности инженер вызывал у иностранцев недоверие. Однако благодаря своим талантам Федор Михайлович быстро рос по службе и уже в 1856 году стал директором фабрики в Раменском. Федор Михайлович Дмитриев был любим народом, он много сделал для улучшения быта рабочих, заботился о строительстве фабричных больницы и школы.

Для трудящихся фабрики стало ударом известие о неожиданной кончине директора в Курской губернии, ведь Федору Михайловичу было немногим больше пятидесяти лет. Огромная людская толпа встречала гроб директора фабрики на станции. Дмитриев был погребен при Троицкой церкви, а над могилой на средства сыновей П.С. Малютина был поставлен роскошный памятник – бронзовая скульптура Иисуса Христа в полный рост в мраморной сени с библейской цитатой: «Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас». После революции скульптуру работы Марка Антокольского перевезли в Москву в музей архитектуры, а опустевшую мраморную сень установили на территории Троицкой церкви поселка Удельная Раменского района, которая в советские годы не закрывалась.

Епископ Варнава (Беляев)

В 1887 году в семье одного из простых рабочих бумагопрядильной фабрики Малютиных родился будущий видный церковный деятель XX века, духовный писатель и исповедник, епископ Варнава (в миру – Николай Беляев). Большая часть его церковного служения пришлась на годы гонений. В 1920-е годы Варнава был возведен в сан викария Нижегородского епископа. В 1933 году он был арестован и осужден на три года лагерей за создание тайной монашеской общины в Кызыл-Орде (город в Казахстане). После освобождения из лагеря епископ Варнава жил в Томске, а с 1948 года переехал в Киев, где, скрывая свой сан, прожил вплоть до своей кончины в 1963 году.

Как видно из краткого жизнеописания епископа Варнавы, география его жизненного пути обширна, однако особенное место в ней занимала его малая родина – Раменское. В воспоминаниях, выдержки из которых приводит П.Г. Проценко в книге «В Небесный Иерусалим: история одного побега», содержатся ценные сведения о Троицкой церкви и духовных традициях Бронницкого уезда конца XIX– начала XXстолетия.

Вот что писал епископ Варнава о традиционном крестном ходе в Раменском на праздник Крещения: «Я помню, как с этого же высокого бугра, на котором стоит большой великолепный храм Святой Троицы, сходил крестный ход на Иордань, на это самое озеро. Посыпанные желтым песком и душистыми лапками можжевельника две дорожки, сходящиеся внизу, были запружены двумя лентами спускающегося народа…» Во главе крестного хода шли рабочие фабрики Малютиных – члены местного Общества хоругвеносцев. Они держали в руках иконы, кресты и хоругви, а сами были наряжены в праздничные кунтуши «из тонкого темно-синего сукна… отороченные серебряными галунами». Церковный хор, состоявший также из рабочих текстильной фабрики, исполнял песнопения на водоосвящение. Далее процессия народа с духовенством и настоятелем Троицкого собора спускалась к проруби на Борисоглебском озере, где накануне рабочими вырезался изо льда рельефный крест, разукрашенный синими, желтыми и зелеными красками.

Сегодня в Троицком соборе хранится большой список Иерусалимской иконы Божией Матери (слева от главного иконостаса) – почитаемой до революции святыни Бронницкого и соседнего Подольского уездов Московской губернии. О традиционном принесении чудотворного списка этой иконы в Раменское (вероятно, из Бронниц), упоминал и епископ Варнава: «За окном отцветает сладкодушистая сирень: конец весны. Я сижу под столом на полу и играю в то, что видел на днях, именно – принос на село чудотворной иконы Божией Матери Иерусалимской. Величественным ее киотом мне служит перевернутая скамейка для ног, а священным изображением – вырезанный из календаря портрет цесаревича Георгия (младший брат Николая II, тогда наследник престола). Прочее добавляло воображение…»

Борисоглебское озеро, на берегу которого стоит Троицкий собор, стало местом, где в душе будущего церковного писателя произошел внутренний переворот, оказавший влияние на выбор жизненного призвания. В руки юноши попала брошюра «Указание пути в Царство Небесное» святителя Иннокентия Московского, за десять лет до этого купленная во время паломничества в Троице-Сергиеву лавру. Вдохновившись словами из этой книги о необходимости следовать за Христом, Николай Беляев отправился к Борисоглебскому озеру, и как писал П.Г. Проценко «здесь, в тени княжеского парка, разбитого на холме рядом с погостом и храмами, он углубился в книгу, и в душе его совершился переворот». С этой минуты мечтавший стать инженером юноша, решил выбрать путь церковного служения.

Путь, выбранный молодым Николаем Беляевым, стал для него полным лишений и испытаний: его ждали арест и преследования... В 1938 году еще более трагическая участь постигла священнослужителей Троицкого собора в Раменском – они были репрессированы и расстреляны. С 1948 года в здании храма работал пивоваренный завод, макаронная фабрика… Спустя 40 лет, в 1989 году начался процесс передачи помещений храма, лишившегося верхнего яруса колокольни и всех куполов, общине верующих.

Рядом с храмом пролегает Первомайская улица, прежде называвшаяся «Поповкой». Здесь до революции жили семьи духовенства, включая пономарей и дьячков. И сегодня в старинных бревенчатых домах, некоторым из которых больше ста лет, живут потомки священников Троицкого собора и соседней Борисоглебской церкви. Среди них внуки и правнуки священномученика Александра Парусникова, оберегающие дом, обстановку и личные вещи расстрелянного в 1938 году священника.