Успенская церковь «у Богородицы под сосною»
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
Село Подсосино, расположенное недалеко от Сергиева Посада, относилось к старинным владениям Троицкой лавры, и его история тесно связана с домом преподобного Сергия. До Смутного времени здесь существовала женская обитель, знаменитыми насельницами которой были дочь Бориса Годунова Ксения и «ливонская королева» Мария Старицкая. В 1616 году троицкий архимандрит Дионисий воздвиг на месте разрушенного поляками монастыря в Подсосенье деревянный храм. В 1844 году этот храм был перенесен святителем Филаретом (Дроздовым) в урочище Корбуха, положив начало Гефсиманскому скиту. Сохранившаяся ныне каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Подсосино была построена в 1827 году.
Древний Подсосенский Девичий монастырь
В документах первой половины XV столетия встречается «пустошь Богородская», находившаяся у речки Торгоши на месте нынешнего села Подсосино. Название пустоши говорило о существовании здесь церкви Пресвятой Богородицы еще во времена, предшествовавшие нашествию хана Едигея, который, как известно, сжег Троицкую обитель и ее окрестности в 1408 году.
В документах 1460-1480-х годов среди владений Троице-Сергиева монастыря упоминается уже не пустошь, а село, называемое «Богородицким». В начале XVIстолетия село именовалось по-разному: «на Торгоше у Пречистыя», «сельцом у Богородицы под Сосною», «Богородицким погостом».
Все эти названия указывали на очень давнее почитание Божией Матери в этих краях. Вот почему именно здесь в середине XVIвека был основан женский монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Первое упоминание о нем встречается в завещании Арины Павловны Зворыкиной 1559 года, которая за вклад вотчины в дом преподобного Сергия просила «упокоить ее у Богородицы под Сосною».
В писцовой книге 1594 года дано следующее описание обители: «монастырь Богородицкий Подсосение на речке Торгоше, а в нем церковь Успение Пречистыя Богородицы, да другой храм Воскресение Христово... А в церкви образы, свечи и книги строение монастырское… да на монастыре 8 келий, а в них живут старицы черноризицы».
В этом же документе упоминалась мельница, доходы от которой шли «на королевин обиход». Действительно, в это время в Успенском монастыре в селе Подсосенье содержалась ливонская королева Мария Владимировна. Она была дочерью князя Владимира Андреевича Старицкого – двоюродного брата Ивана Грозного, а свой необычный титул получила после брака с датским принцем. В 1570 году Иван Васильевич планировал создать зависимое от Москвы королевство в Ливонии. Это небольшое государство согласился возглавить датский принц Магнус, женившийся на родственнице русского царя княжне Старицкой.
В 1583 году королева Мария овдовела и через три года вернулась в Россию. Здесь она была пострижена в инокини с именем Марфа и заключена вместе с дочерью Евдокией в Подсосенский монастырь. Через несколько лет в обители на речке Торгоше поселилась еще одна женщина царского происхождения – инокиня Ольга – дочь Бориса Годунова. После смерти отца и гибели брата Ксения Годунова стала пленницей Лжедмитрия, а затем была насильно пострижена в монахини и отправлена в Белозерский уезд.
В 1606 году после воцарения Василия Шуйского инокине Ольге было позволено переселиться из дальней Горицко-Вознесенской обители в Подсосенский монастырь, которому много благодетельствовал при жизни ее отец. Борис Годунов расширил число монахинь до 30, выдавал им жалованье из казны, наделил обитель владениями в Тверском уезде, и, вероятно, воздвиг в монастыре каменный соборный храм.
В Смутное время женский монастырь в Подсосенье был разорен и сожжен поляками, а каменный собор разрушен. В 1608 году королева-инокиня Марфа, инокиня Ольга (Ксения Борисовна Годунова) и прочие старицы нашли убежище за стенами Троице-Сергиева монастыря, где пережили знаменитую 16-месячную осаду Сапеги и Лисовского. После изгнания интервентов женская обитель в Подсосенье больше не восстанавливалась, а ее насельницы были переведены в подольный Пятницкий монастырь.
Деревянный храм, положивший начало подмосковной Гефсимании
В 1616 году в царствование Михаила Федоровича Романова архимандрит Троицкого монастыря Дионисий поставил на месте бывшей женской обители в Подсосенье деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом в честь образа Нерукотворного Спаса.
Спустя полвека архимандрит Феодосий (в миру Федор Матвеев), который много лет служил в церкви села Подсосенье, перестроил и украсил храм, частично использовав бревна прежнего здания. Во время управления лаврой в 1667-1674 годы Феодосий построил в Подсосенье и еще одну деревянную церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Вторая церковь просуществовала до 1844 года, а затем была разобрана и частично использована для отопления нового каменного храма.
Каменный храм Успения Пресвятой Богородицы, сохранившийся до сего дня, строился в 1825-1827 годы на средства помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Монументальный пятиглавый храм в стиле ампир изначально имел два придела в трапезной части: во имя Николая Чудотворца и праведных Захарии и Елисаветы – небесной покровительницы вдовы Арсеньевой. Таким образом, в 1830-1840-е годы в небольшом селе Подсосенье оказалось рядом сразу три церкви: новый Успенский каменный храм, и две деревянные церкви XVIIстолетия – старая Успенская и Никольская.
Священник и прихожане не могли содержать такое множество церквей и обратились к московскому митрополиту Филарету (Дроздову) с просьбой разрешить разобрать деревянные церкви, ставшие избыточными, а их бревна использовать для отопления нового каменного храма. В прошении не было чего-то удивительного – использовать так ставшие ненужными деревянные церкви было обычной практикой для того времени. Однако дело подсосенских прихожан приняло неожиданный оборот.
Московский митрополит Филарет давно вынашивал мысль создать на отдалении от Троице-Сергиева монастыря в урочище Корбуха скит, в котором иноки могли бы найти большее уединение для сосредоточенной молитвы. Воспользовавшись случаем, святитель решил выкупить и перенести для этого старинную церковь села Подсосенье, которую прихожане намеревались распилить на дрова.
Благодаря решению святителя Филарета замечательный памятник деревянного зодчества получил новую жизнь в Гефсиманском скиту. Двухэтажное здание церкви было сооружено из прочных сосновых бревен в виде корабля. К восточной части были прирублены три алтаря, увенчанные теремками или кокошниками. На верхнем этаже находился храм Успения Пресвятой Богородицы, а в нижнем этаже – в подцерковье – престол в память Гефсиманского моления и страстей Спасителя. К южной стене храма были пристроены покои митрополита Филарета, состоящие из трех комнат самой простой обстановки.
Вот как описывалось убранство Успенской церкви после переноса из села Подсосенье: «Не ищите во внутренности ее великолепия и богатства, иногда противоположного внешности: в ней вы не найдете украшений из драгоценных металлов и камней, ни роскошной резьбы с позолотою во вкусе рококо, ни пестроты красок на стенах. Царствующая в святилище простота убранства возводит мысль к древнему быту и обиходу пустынного благочестия».
Освящение Успенской церкви на новом месте в Гефсиманском скиту состоялось в 1844 году. Сам святитель Филарет возглавил его, облачившись для этого в старинную ризу преподобного Сергия Радонежского и митру преподобного Дионисия – первоначального устроителя храма.
После совершения литургии святитель произнес проповедь, начало которой посвятил подсосенской церкви: «Двести двадцать семь лет стоял сей древний храм, быв создан Лаврою Преподобного отца нашего Сергия… и тогда еще представлен в покровительство Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, в память славного ея Успения, дабы, по сей памяти, она с благоволением призирала на него, как бы на свою Гефсиманию.
Подсосенский приход в XIX веке
К концу XIXстолетия каменный храм в Подсосенье, построенный помещицей Арсеньевой, сильно обветшал и представлял собой, по свидетельствам тех лет, грустное и тяжелое зрелище. Старые голландские печи разваливались и дымили, из щелей оконных рам поступал холод, стены и иконостас почернели от сырости. К счастью, соседний помещик Петр Алексеевич Розанов согласился принять на себя звание ктитора и покрыть расходы на ремонт церкви. Благотворитель выделил 6 тысяч рублей на замену печей, окон, обновление живописи на стенах, иконостасов, паникадил и подсвечников, закупку новых облачений. Работы удалось провести за летние месяцы, и в октябре 1896 года обновленная теплая половина Успенского храма была освящена.
В 1903 году в Сарове совершилось торжественное открытие мощей преподобного Серафима Саровского. Это событие всероссийского масштаба нашло отклик в жизни храма села Подсосенье, где усердием того же благотворителя Петра Алексеевича Розанова была изготовлена большая икона святого.
В том году на приходе произошло два случая, которые верующие связывали с чудесной помощью Серафима Саровского. В соседней деревне Тураково у одного крестьянина был глухой и немой мальчик 6 лет. Врачи не могли ничем помочь ребенку, и по совету подсосенского священника родители отправились помолиться в Саров к мощам угодника. После возвращения из дальнего паломничества мальчик начал говорить, а глухота его заметно уменьшилась. Второй случай произошел в это же время в деревне Чарково, где неожиданно обратилась из раскола, вопреки строгому наказу матери, престарелая крестьянка Евфимия Гришина.
Два этих случая, последовавших за прославлением преподобного Серафима Саровского, по словам местного священника С. Н. Казанского, встрепенули религиозный дух прихожан, которые до этого мало посещали церковь из-за нерадения, отдаленности приходских деревень и воскресных базаров в Сергиевом Посаде.
Вот как это описывалось в некрологе его предшественника протоиерея Кузьмы Терентьевича Казанцева: «Село Подсосенье – приход пригородный. Обыкновенное явление в таких приходах: колокол в воскресный день в храм Божий поселян зовет, а последние спешат в город на продажи и купли. Тяжело пастырю… Не мирится с этим о. протоиерей. Он энергично принимается разъяснять народу при всяком удобном случае важность празднования воскресного дня».
Деревянный храм Успения Богоматери, построенный в Подсосенье в 1616 году преподобным Дионисием и перенесенный в 1844 году в Гефсиманский скит святителем Филаретом, к сожалению, не сохранился. В 1920-е годы Гефсиманская обитель была закрыта, а затем осквернена и частично разрушена. Наследником и хранителем памяти о древнем женском монастыре и о скитской деревянной церкви остается каменный храм нынешнего села Подсосино, который недавно был восстановлен в былом благолепии.