Успенская церковь в Успенском-Бобарыкино
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
Церковь села Успенское городского округа Домодедово построена в стиле позднего барокко в 1771 году на средства помещицы Евдокии Афанасьевны Полуэктовой. Храм замечателен необычным завершением купола чугунной фигурой ангела с ажурным крестом. В подклете церкви когда-то находился фамильный склеп дворян Полуэктовых. Известным отпрыском этой знатной семьи был участник Отечественной войны 1812 года генерал Борис Владимирович Полуэктов. Главной святыней Успенской церкви является икона Боголюбской Божией Матери, написанная еще во времена царствования Екатерины II.
В 1694 году сельцо Бобарыкино отошло во владение стольнику Владимиру Ивановичу Полуэктову, и с тех пор его история, как и история прихода, стала связана с этим старинным дворянским родом. В 1715 году по желанию В. И. Полуэктова в Бобарыкино была построена первая деревянная церковь Успения Богородицы, по которой впоследствии и село получило второе название – Успенское.
В 1771 году вдова Бориса Владимировича Полуэктова Евдокия Афанасьевна построила в своей усадьбе новую кирпичную церковь Успения Божией Матери, облик которой в основе сохранился до настоящего времени. В храме были устроены приделы равноапостольного князя Владимира и святителя Димитрия Ростовского. Эти святые являлись небесными покровителями сыновей четы Полуэктовых – Дмитрия и Владимира.
В селе Бобарыкине (Успенском) родился участник войны 1812 года, Заграничного похода русской армии и подавления польского мятежа 1831 года генерал от инфантерии Борис Владимирович Полуэктов. Его отец бригадир Владимир Борисович Полуэктов был некоторое время уездным предводителем дворянства в бывшем городе Никитске Московской губернии. Мать Екатерина Ивановна Аргамакова – двоюродная бабушка Александра Сергеевича Грибоедова – скончалась в 1811 году и была погребена в семейном склепе под Успенской церковью. Там же ранее была погребена храмоздательница Евдокия Афанасьевна Полуэктова.
В разные годы своей долгой военной службы Борис Владимирович Полуэктов сражался под Аустерлицом, при Бородине, при Люцене и Бауцене, под Пирной и Кульмом, участвовал в Бриеннском сражении и взятии Парижа. В Польше в 1831 году участвовал в битве при Остроленке и взятии Варшавы. В польской столице Полуэктов и скончался. Из Варшавы его тело было привезено в Саровскую пустынь. Там же впоследствии нашла место упокоения и его супруга – Любовь Федоровна Гагарина, свояченица поэта П. А. Вяземского.
Усадьба Успенское находилась во владении семьи Полуэктовых до конца XIX столетия. В 1890 году новым владельцем имения был уже дворянин Владимир Алексеевич Семенов, служивший мировым судьей в Подольске. Главный дом его усадьбы, флигели и оранжерея были разобраны в 1920-е годы. Дочь Семенова Мария Владимировна в 1903 году вышла замуж за Сергея Николаевича Нахимова – родственника знаменитого адмирала.
От Марии Владимировны Нахимовой, которая посетила бывшее имение отца в 1950-х годах, стало известно одно любопытное предание, связанное с Успенской церковью. В детстве она будто бы слышала от прихожан, что храм расписывал некий талантливый крепостной, у которого не было обеих рук. Каким-то удивительным образом он ухитрялся использовать кисти и другие художественные инструменты без помощи рук и в итоге создал прекрасные росписи, по которым невозможно было догадаться, что рисовал инвалид.
Большую роль в истории Успенского прихода в XIX веке сыграл многолетний настоятель церкви отец Михаил Лавров. В 1894 году Московские церковные ведомости сообщали о том, что в селе Успенском торжественно отмечалось пятидесятилетие его служения. После литургии священник села Рудина В. А. Смирнов произнес речь, в которой, отметил столь долгий срок его службы. Во всем приходе Успенской церкви только два человека были крещены его предшественником, а все остальные независимо от возраста – отцом Михаилом.
Отец Михаил Георгиевич Лавров родился в селе Лукино Звенигородского уезда в 1824 году. После окончания учебы в Московской духовной семинарии в возрасте двадцати лет он был рукоположен в священный сан, и стал служить в Успенской церкви села Бобарыкина Подольского уезда. С 1867 по 1882 годы отец Михаил был благочинным округи, а с 1885 года стал духовником Шебанцевского благочиния. В 1892 году священник организовал в селе Бобарыкино-Успенском церковно-приходскую школу, в которой сам же бесплатно проводил занятия.
Главной святыней Успенской церкви является старинный список Боголюбской Божией Матери. Оригинал этой одной из древнейших русских икон, явленный еще благоверному князю Андрею Боголюбскому, находится во Владимире, но множество более поздних списков прославились чудесами и в других российских городах и селах. Всплеск почитания Боголюбской иконы произошел в 1771 году, когда центральную Россию охватила страшная эпидемия чумы.
В 1771 году сама Божия Матерь явилась многим жителям Владимира, повелев принести древний образ из села Боголюбова в пораженный язвой город. Больные, приходившие в Боголюбово из Владимира, немедленно получали исцеление, а когда святыню перенесли в город – распространение болезни вовсе прекратилось. В память об этом заступничестве Божией Матери во Владимире появился обычай ежегодно совершать крестный ход с чудотворной иконой из Боголюбовского монастыря.
Многочисленные списки Боголюбской иконы также проявляли чудодейственную силу в 1771 году. В селе Юрьевском Калужской губернии прихожане упросили помещика Загряжского, у которого был список Боголюбского образа, отдать им икону для крестного хода. После того, как они обнесли икону вокруг своего села, эпидемия отступила. С тем же списком был совершен крестный ход и в Малоярославец.
Другой список Боголюбской иконы, принадлежавший помещику Лопатину, прославился случаями исцеления от чумы в селе Зимарове Рязанской губернии. Также в 1771 году совершались исцеления по молитве у списков Боголюбской иконы в Москве у Варварских ворот, в Введенской церкви Елатьмы, во Фроловской церкви Тулы. Можно предположить, что и список из Успенской церкви села Бобарыкино, построенной в том же 1771 году, также был связан с помощью во время эпидемии чумы. На эту версию указывает и надпись на иконе с упоминанием правившей в те годы императрицы Екатерины Алексеевны.
До революции из церкви села Успенское каждый год совершался торжественный крестный ход с Боголюбской иконой, во время которого святыня приносилась для молебна в каждый крестьянский дом. Затем прихожане все вместе шли на конец села на поляну Стреличку и пели молебен с акафистом Божией Матери.
После закрытия Успенской церкви в 1930-е годы чтимая Боголюбская икона была вынесена из храма и помещена в сарай для скота. На большой старинной доске рубили капусту. К счастью, благочестивая прихожанка Надежда Алексеевна Царева – дочь последнего старосты Успенского храма перед его закрытием – смогла выпросить икону себе. Многие годы она бережно хранила приходскую святыню в своем доме. Таким образом, старинная икона Боголюбской Богородицы сохранилась и в настоящее время находится у левого придела Успенской церкви.