Исторические башни мешают строительству ж/д перехода в Солнечногорске

Муниципалитеты
i-podmoskovie.ru

Фото: [i-podmoskovie.ru]

РЖД хочет снести две постройки XIX века у въезда на станцию Подсолнечная в Солнечногорске, чтобы обустроить безопасный тоннель для пешеходов, сообщает корреспондент «Подмосковье сегодня» Ирина Казанкина. Но отстоять сооружения пытаются любители старины: подобных объектов почти не осталось, а проектировал их сам Константин Тон – зодчий храма Христа Спасителя.

ПОСЛЕДНИЕ ИЗ МОГИКАН

В августе 1851 года на станцию Подсолнечная сошли первые во всех смыслах пассажиры – Николай I в сопровождении свиты. Императорский состав остановился у двух обрамляющих въезд башен. Их Высочество инспектировал только что построенную железную дорогу, соединившую Петербург с Москвой.

Теперь каждый день здесь проходят десятки поездов и тысячи людей. Только в отличие от императора нынешним пассажирам приходится наблюдать отнюдь не парадную картину.

– Сейчас вид этих башен восторга у меня не вызывает. И если оставить все как есть, разрушатся сами, – сокрушается житель Солнечногорска Максим Трируки.

Мало кто знает, что неприглядные двухэтажные здания на самом деле – водонапорные башни. Использовали их для дозаправки паровозов.

– В них уникально все, – рассказывает историк железнодорожного транспорта Юрий Егоров. – Во-первых, сам факт постановки двух башен, а не одной, как стали делать буквально через несколько лет. Во-вторых, конструкции: водяные баки поставлены не на кольцо внешних стен, а на сводчатые перекрытия. То есть баки располагаются на полу второго этажа. Буквально в 1860-е годы так делать перестали.

На всем пути Николаевской, а ныне – Октябрьской железной дороги было 16 таких симметричных ансамблей. Да и сама дорога - первая в Российской империи - задумывалась как единый архитектурный сюжет.

Сейчас его целостность разрушается. На каких-то станциях уже осталось по одной башне, а на каких-то – совсем ничего. Попасть в небытие рискуют и «последние из могикан».

БАШНИ ИЛИ ЛЮДИ?

ОАО «РЖД» собирается построить безопасный тоннель для пешеходов, а заодно и благоустроить территорию станции, демонтировав исторические здания и прилегающий к ним мост.

Последний используют не только пассажиры поездов, но и горожане – для перехода из одной части города в другую. Старый и неудобный, он вызывает чуть ли не ненависть у солнечногорцев, которые десятилетия добиваются его реконструкции.

– Сколько человек уже у нас тут погибло! – вспоминает местный житель Алексей Леонов. – И зимой мучаются пожилые люди и мамы с колясками, переходя эту «горку». И если выбирать между башнями и людьми, то я за последних.

У Максима Трируки другой выбор.

– Башни – это исторический объект, их не просто оставить для потомков нужно, но и отреставрировать, - уверен он.

В итоге разделенный путями город раскололся на два лагеря: за ликвидацию сооружений Тона и за их сохранение.

СЛОВО ЗА ЭКСПЕРТАМИ

Примирить стороны решилась администрация Солнечногорского района. Чиновники обратились к РЖД за разъяснением: возможно ли и соорудить тоннель, и башни спасти?

– Мост постройки 1959 года находится в аварийном состоянии, его демонтаж нереализуем без ликвидации зданий, – развели руками в компании.

Но пообещали быть аккуратными при сносе, чтобы башни можно было возвести на другом месте.

- Руководство Октябрьской железной дороги готово передать сохраненную кладку, представляющую историческую ценность, администрации Солнечногорского района, - подчеркивают в РЖД.

Тем временем любители старины обратились в Главное управление культурного наследия Московской области с заявлением взять здания под охрану государства.

– Теперь башни отнесены к категории объектов, обладающих признаками культурного наследия, – заверили в ведомстве. – В ближайшее время Главное управление организует работу по определению их историко-культурной ценности.

А пока заключения эксперта нет, планы по реконструкции станции Подсолнечная откладываются на неопределенный срок: ведь ни изменять облик башен, ни тем более сносить их нельзя.

Поделиться