Родиной Петрушки стали... Мытищи
Фото: [Андрей Маленков / Подмосковье сегодня]
Знаменитые на весь мир артисты-кукольники Архиповы открыли в минувшие выходные в Мытищах театральный центр «Петрушкина Слобода». Двухэтажной рубленой избе со зрительным залом, музеем славянской куклы и ремесленной мастерской уже пророчат победу в конкурсе на губернаторскую премию «Наше Подмосковье». А пока с новосельем артистов и Петрушку поздравил худрук Театра наций Евгений Миронов.
Курганская мафия
«Петрушкина Слобода» – единственный в своем роде центр в России, возрождающий традиции уличного балаганного представления. Его хозяева, семья Архиповых, – профессиональные актеры-кукольники. Они переехали в Подмосковье из Кургана. Один из гостей церемонии открытия, артист Мытищинского театра кукол, пошутил:
– Я тоже с Урала. Мы в Мытищах почему-то очень хорошо приживаемся. Прямо курганская мафия.
Изначально Архиповы планировали создать в Мытищах муниципальный театр, но в силу различных причин этому не суждено было сбыться.
Тогда они стали строить своими руками усадьбу и за пять лет создали «Петрушкину Слободу».
Заметную часть слободы занимает театр «Бармалейкин», которым руководит Михаил Лопатин.
– У меня супруга работала в театре Дурова, и мы заметили, что для того, чтобы отделить детей от взрослых, достаточно маленькую крысу показать, – говорит Михаил. – Ребенок видит существо меньше себя, гладит, внутренне становится взрослым, отпускает маму и смело идет в первый ряд.
Лопатин вместе с супругой разработал целую систему преподавания – подростайка, построенную на тактильном общении с животными. Да и у самого Михаила жизнь, словно в кино: окончил Бауманку, затем – режиссерский факультет ВГИКа. В 86-м году снимал Ельцина, когда тот был еще в опале. А после всех передряг внутри страны пошли у него эти самые ежики, крысы да змейки. Родился театр «Бармалейкин», появилась внутренняя установка «все для семьи», а главное – гармония с самим собой.
Пищик от Хулио
На небольшой деревянной сцене перед слободой установлена ширма для Петрушки. Скоро начнется представление. Пока же Анатолий Архипов встречает припозднившихся гостей, а дети увлеченно играют с кроликами и ежом. Кто-то уплетает за обе щеки яблоки, которых тут в изобилии.
– Землю здесь мы купили за свои деньги вместе с нашими партнерами, которые тоже театром занимаются, – рассказывает Анатолий Архипов. – Своими силами поставили дом. Каждый брус здесь уложен нашими руками.
...Петрушке более 300 лет. У него даже имя раньше было – Петр Иванович Уксусов. В 30-х годах прошлого века этот герой был забыт.
– Мы все восстанавливали по письменным источникам, – говорит Архипов. – Например, пищик я получил от испанского кукольного мастера Хулио Митчелла.
Пищик – это специальный инструмент, при помощи которого Петрушка говорит особым голосом. Такой же голос у всех родственников Петрушки: английского Панча, итальянского Пульчинеллы и турецкого Карагеза. Представляет он собой две медные пластины, с полоской ткани посередине. Его прижимают языком к верхнему небу, и получается звук.
Мастер, который представляет Петрушку, есть в каждой стране. В Италии – Бруно Леоно, в Испании – Хулио Митчелл, а в России – Анатолий Архипов. Его Петрушка проехал более 100 международных европейских фестивалей балаганного представления и кукол.
Это не я, а Петрушка сказал
С днем рождения слободы Архиповых приехали поздравить артисты других кукольных театров.
– «Петрушкина Слобода» – это уникальный уличный театр, его руководители занимают еще и определенный традиционный слой ремесленной культуры, – говорит заслуженный артист России, актер Мытищинского театра кукол «Огниво» Алексей Гущук. – В Мытищах есть разные театры, но такого симбиоза я не припомню.
Приехали погостить к Петрушке и представители подмосковных властей. Причем не только посмотреть представление, но и сделать кое- какие пометки.
– В рамках нашего управления предусмотрено поощрение социальных инициатив, в частности, речь идет о ежегодной премии губернатора «Наше Подмосковье», – заявила начальник Управления по работе с институтами гражданского общества Главного управления социальных коммуникаций Мария Сахарова. – Не стану раскрывать все секреты, итоги подведут члены совета премии. Однако сегодня я увидела потрясающий проект, который стоит поддержать. Мне кажется, это первый такой дом, ставший культурным центром, который люди сделали своими руками. Думаю, сюда нужно привозить на экскурсии детей из других муниципалитетов.
Худрук Театра наций Евгений Миронов лично приехать не смог, прислал видеообращение.
– Друзья, я вас поздравляю с таким большим событием. Открывается театр – это грандиозно. Я в своей жизни не так давно совсем чуть-чуть прикоснулся к кукольному искусству. Это чудо, что вы делаете. Вы очень трепетно относитесь к своим персонажам, отдаете им кусочек своей души. И мне кажется, то, что вы соединились с балаганом, уличным театром, – очень здорово. Это истоки нашей традиции.
Не так давно на экраны страны вышел фильм «Синдром Петрушки», где главные роли сыграли Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Фильм стал победителем нескольких престижных кинофестивалей. Картина была снята по роману Дины Рубиной «Синдром Петрушки», который она написала после получаса общения с Анатолием Архиповым. Архипов, кстати, даже снялся в одной из сцен картины со своим Петрушкой.
В фильме Петрушка представлен как живой персонаж, имеющий душу. Так что имя этого сказочного героя не случайно написано с большой буквы. Раньше и вправду верили, что, помимо своего голоса, марионетка обладает душой. Вот и кукольники были так смелы, потому что когда их пытались прижучить за дерзкие высказывания в адрес властей, они честно признавались, мол, это не я сказал – Петрушка.