личный кабинет
Мобильные приложения
14 августа 2018 20:51:09
Неизведанное Подмосковье

Дединовская верфь и корабль «Орел»

13:03, 23 мая 2018

В 1667 году в селе Дединово Коломенского уезда на Оке по указу царя Алексея Михайловича  появилась первая государственная судостроительная верфь. Здесь голландские и местные мастера построили первый русский военный корабль «Орел». Боевое судно спустили на воду на том месте, где сегодня стоит Троицкая церковь и  памятная стела. Это событие произошло 350 лет назад в мае 1668 года. «Орел» Алексея Михайловича стал предтечей морского флота, который позже создаст его сын Петр I.

История военного судостроения на территории России начинается еще при дедушке Петра I Михаиле Федоровиче Романове. В 1633 году герцог Фридрих немецкого княжества Шлезвиг-Гольштейн отправил ко двору Михаила Федоровича послов, чтобы получить согласие русского царя на поставки персидского шелка через Астрахань и водные пути России. Сделка сулила прибыль, поэтому Михаил Федорович одобрил начинание герцога. Однако московский правитель знал, что в низовьях Волги и на Каспии торговые суда постоянно грабили казачьи банды. Михаил Федорович велел заложить в Нижнем Новгороде десять военных кораблей с пушками на борту, чтобы сопровождать немецкие торговые корабли и защищать их от разбойников.

В 1636 году на верфи в Нижнем Новгороде под надзором немцев построили первый военный корабль. Остальные девять предполагалось спустить на воду после прибытия немецких послов в Персию и заключения торгового договора с шахом. Голштинцы назвали это судно «Фридерик» в честь своего герцога. Трехмачтовый корабль был сделан из елового леса и не имел киля. Путь «Фридерика» из Нижнего Новгорода до Астрахани по Волге занял полтора месяца. После выхода в Каспийское море корабль ждало несчастье: судно потерпело крушение у берегов Дагестана. Хотя голштинцам удалось спастись и другим путем прибыть в Персию, их посольство провалилось. Остальные корабли строить не стали.

 «Фридерик» формально не может считаться первым русским боевым судном. Хотя корабль, как писал военный историк А.В.Висковатов, был построен «в русской земле, русскими руками и из русского леса», но шел под знаменами немецкого княжества. Первым кораблем, вышедшим в плавание под русским флагом, стал «Орел». Его построили в Дединово через тридцать лет после «Фридерика» уже при новом царе Алексее Михайловиче.

Как и первый корабль «Орел» должен был сопровождать торговые суда на Волге и Каспийском море. На этот раз персидский шах Аббас II сам обратился к московскому царю с просьбой использовать водные торговые пути России. Персидские караваны стали терпеть убытки, проходя прежним сухим путем через Турцию в Европу. Одновременно с этим на южных рубежах России началось восстание отрядов Степана Разина, поэтому царю нужен был военный корабль для его подавления.

Царь выбрал село Дединово местом государственной верфи по нескольким причинам. Это село относилось к числу царских вотчин. В нем еще с XV века жили дворцовые рыбаки или «ловецкие посадские люди», снабжавшие рыбой княжеский и царский двор. Кроме того, Дединово находилось близко к Москве по сравнению с Нижним Новгородом, поэтому здесь было удобнее следить за ходом работ из столицы. В 1667 году Царь отправил в Дединово приглашенных из Голландии мореходов и мастеров с инструментами и машинами.

Строительство военного корабля «Орел» велось с большими задержками и трудностями. Яков Леонтьевич Полуектов, который руководил верфью, постоянно жаловался Алексею Михайловичу на то, что царские указы саботируются всеми подчиненными. Сельский староста в Дединово отказал Полуектову в рабочих руках, сказав что «к государственному корабельному делу охочих плотников нет». Коломенский кабацкий голова не выдал определенных царем денег. Архиепископ Иларион не отгрузил из своей вотчины строительный лес. В Пушкарском приказе для верфи не дали канатов, потому что они оказались «надобны к подъему нового большого успенского колокола». Отказали и в посылке кузнеца для изготовления якорей, потому что он был занят ковкой языка к этому колоколу. Оружейная палата не присылала ни резчика, ни живописца, ни токаря. Даже секретарь Полуектова оказался полуслепым и не мог писать.

Несмотря на трудности, флот в составе «Орла», яхты, бота, двух шлюпок и стругом с пушками и снарядами, в конце концов, был спущен на воду с верфи в Дединово. В 1670 году он отплыл к Нижнему Новгороду по Оке. Первая часть пути русского боевого корабля прошла без остановок и препятствий, но по Волге путь пошел не так благополучно. Корабль часто садился на мель, и мореходы потеряли три якоря. В Казани флот сделал остановку, чтобы запастись сухарями. После Казани «Орел» вновь садился на мель, а команда потеряла четвертый по счету якорь. Флот прибыл в Астрахань через три с половиной месяца после отбытия из Дединово. К несчастью, отряд разинцев захватил судно, снял с него пушки и сжег труды голландских и русских мастеров. По другой версии разбойники загнали «Орла» в проток Кутум на Каспии, где первенец русского флота сгнил и ушел под воду.

К 300-летию Российского флота у впадения речки Ройки в Оку в Дединово установили памятную стелу. На этом месте находилась первая государственная судостроительная верфь. На сайте Института Петра Великого говорится, что стелу венчала сначала деревянная модель «Орла», а в 2002 году этот кораблик заменили макетом из бронзы. На памятнике изображен парусный корабль типа голландского пинаса. Нос корабля украшает голова льва. Судно имело двадцать четыре с половиной метров в длину и шесть с половиной метров в ширину. На корабле было три мачты и бугшприт – наклонная балка, выступающая с носа парусника. «Орел» был вооружен двадцатью двумя железными пушками разного калибра. О внешнем виде «Орла» можно судить только из скупых описаний и по неясному рисунку корабля на общем виде Астрахани голландского путешественника Яна Стрейса. Он нанялся на первое русское судно парусным мастером и оставил воспоминания о плавании к Каспийскому морю на «Орле» в книге «Три путешествия».

Антон Саков

Загрузка...
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.

вверх