Городские легенды Жуковского

mperspektiva.ru

Фото: [mperspektiva.ru]

Как известно, почти каждый город, село или деревня имеют свои легенды и предания, передающиеся местными жителями из поколения в поколение. В сельской местности, например, вам могут рассказать о бездонных озерах, гиблых болотах, блудных лесах с лешими, о таинственных урочищах и «секретных» полянах, где столько ягод и грибов, что на грузовике не вывезти. Городские легенды часто ничуть не уступают сельским и способны впечатлить не меньше. Яркий тому пример - подмосковный город Жуковский.

Наукоград Жуковский - относительно молодой город. Официальный статус города он получил в 1947 году, а статус наукограда - в 2007 (кстати, понятие «наукоград» зародилось именно тут). До этого здесь стояло село Новорождествено и деревня Колонец, из которых пытались сделать городское поселение еще в 1913 году, запланировав строительство крупного железнодорожного узла неподалеку, однако вскоре началась война и этим планам не суждено было сбыться. В 1935 году начинается строительство Центрального аэрогидродинамического института, а еще через три года - Летно-исследовательского. За последующее десятилетие окрестности поселка Новорождествено становятся одним из важнейших центров авиационных разработок всего СССР, население стремительно растет, а в 1947 году, согласно указу Верховного Совета РСФСР, поселок получает статус города и название Жуковский - в честь русского ученого, основоположника гидро и аэродинамики - Николая Егоровича Жуковского.

Легенды, о которых мы расскажем ниже, в основном достаточно современные и связаны как раз с тем периодом, когда Жуковский стал городом, то есть берут начало с середины XX века или чуть позднее. Туристам их рассказывают в ходе интересной экскурсии в городском музее.

Самая главная городская легенда гласит, что город образовался на пересечении трех дорог: Волжского торгового пути, Астраханского тракта и Казанской железной дороги. «Ну образовался и хорошо, а что тут такого необычного?» - спросите вы. Но однажды кто-то раскопал древнее предание о том, что на пересечении трех путей открывается дорога в небо - и сразу вспомнил про Жуковский. Теперь всё окончательно сошлось, ведь в Жуковском, который неразрывно связан с авиационной промышленностью, также находится и самая длинная в России (и третья в мире) взлетно-посадочная полоса (5,4 км) - чем не дорога в небо?

Другая легенда повествует о том, почему в старой Жуковской застройке никогда не дует ветер. В смысле ветер-то дует, но не во дворах и не между домами, так что даже в очень ветреную погоду можно комфортно себя чувствовать на прогулке и не бояться, что какое-нибудь дерево упадет на голову или на припаркованный у подъезда автомобиль. Городская легенда объясняет этот факт тем, что архитекторы, разрабатывающие генеральный план будущего строительства, соорудили сначала небольшой макет, а затем проводили его испытания в аэродинамической трубе ЦАГИ. Возможно, архитекторы в прошлом строили самолеты… Таким образом, согласно легенде, ветер не проникает во дворы не по чистой случайности, а благодаря хитрой инженерной мысли.

Отдельного внимания в старой городской застройке заслуживают арки в домах. Их много, они красивые, ведут в уютные внутренние дворики, но это еще не все. Оказывается, есть поверие, что если пройти через одну из жуковских арок (макет которых, как мы помним, продувался в аэротрубе), то человек будет защищен и с ним никогда ничего не случится в воздухе. Особенно в это поверили, когда 7 сентября 2011 года разбился самолет под Ярославлем, а из 45 человек на борту выжил только один - инженер по радиотехническому обслуживанию родом из Жуковского. Также эти арки нравятся новобрачным - многие пары проходят через них сразу после бракосочетания, чтобы брак был счастливым.

Еще одна история относится к знаменитому «Метро-2», о котором сложено очень много легенд по всему Подмосковью. «Метро-2» - это несколько секретных правительственных веток, ведущих из центра Москвы к различным стратегическим объектам в области, которые могут понадобиться для эвакуации правительства в случае большой войны. Факт его существования вполне доказан, но легенд от этого меньше не становится. Жуковские диггеры утверждают, что одна из линий секретного метро ведет в аэропорт Жуковского как раз до той самой длинной полосы, и что Сталин в начале Великой Отечественной войны уже собирался ей воспользоваться, чтобы улететь на бомбардировщике Пе-8 в командный пункт в Куйбышеве. Разработкой этой легенды активно занимаются многие диггеры, в том числе и достаточно юные, чем приносят беспокойство службе безопасности аэропорта.

В послевоенные годы появилась легенда о замурованном немце. На окраине города, согласно исследованиям краеведов, несколько лет располагался лагерь для военнопленных. Пленники участвовали в строительстве различных объектов по всему городу, в том числе и в строительстве Дома ученых ЦАГИ.

В этом здании, которое представляет собой классический советский дом культуры, регулярно проходили и проходят до сих пор различные мероприятия: концерты, встречи, выставки и т.д. Говорят, что раньше можно было услышать странный звук, напоминающий стон или вой человека, доносящийся будто из стен здания. Долго гадали что это может быть, пока кто-то не вспомнил про одного немецкого офицера, который, будучи пленником, все равно умудрялся издеваться над своими такими же пленными соотечественниками ниже по званию. Однажды он исчез и его больше никто не видел, хотя побега из лагеря зафиксировано не было. Кто-то связал странный вой и исчезновение офицера воедино, рассказав людям легенду о замурованном в стене немце. С тех пор ее знают многие.

Во время холодной войны появилась легенда о ракетной шахте, в которой должна была находиться ядерная боеголовка. Однако по какой-то причине ракету передумали туда устанавливать и шахту забросили, едва построив. Сотрудники завода, на территории которого якобы располагалась эта шахта, стали использовать ее для подсобных целей, складывая туда всякий ненужный хлам. Среди прочего, согласно легенде, там оказался и трофейный немецкий истребитель Fw-190, который был доставлен на завод для изучения его конструкции. Но если для инженеров самолет времен ВОВ к тому времени уже не представлял особой ценности, то для коллекционеров это был настоящий клад, на поиски которого они и устремились, но до сих пор шахту так никто и не обнаружил.

Это не все легенды Жуковского и есть еще несколько не менее интересных. Чтобы узнать их - поезжайте в этот город в выходные, пройдитесь через «волшебные» арки, погуляйте по тихим дворикам и посетите городской музей, расположенный по адресу: ул. Фрунзе, 5.