Хмелесушилка в Алферово

Антон Саков / Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]

Рядом с деревней Алферово Егорьевского района находится необычная старинная хозяйственная постройка. С дороги, ведущей в Николо-Радовицкий монастырь, видны руины кирпичной башни с печной трубой. Это остатки сушилки для хмеля, выращиванием которого традиционно занимались жители этой части Егорьевского края и соседних земель. У башни нет крыши, почти полностью обвалились деревянные конструкции, разобрана значительная часть стены на первом ярусе, однако и сегодня постройка выглядит достаточно прочной.

Деревня Алферово относилась в прошлом к большому хмелеводческому региону, который располагался на территории четырех уездов неподалеку от Москвы: Богородского, Бронницкого, Покровского (Владимирской губернии) и Егорьевского (прежде Рязанской губернии). В литературе по хмелеводству этот регион часто для простоты называли Гуслицами, хотя он только приблизительно совпадал с историческим Гуслицким краем. Рихард Иванович Шредер в книге «Хмель и его разведение в России и заграницей» причислял Гуслицы к местам, производящим «в России лучший хмель в наибольших количествах». Хмельники содержались в Гуслицах у хозяев в чистоте, на них обращали больше внимания, чем на хлебные поля, сенокосы, леса и огороды. Гуслицкий хмель шел на изготовление низших сортов заводского пива, варку домашнего пива, браги и на дрожжи. Использовались в основном русские сорта хмеля, хотя были и заграничные: заацкий, рогатинский и шпальтский.

Хмелеводством занимались в основном жители старообрядческих деревень Гуслицкого края, составлявшие в конце XIX века большинство населения региона. Из трехдневной поездки по Гуслицам Р.И. Шредер заключил, что старообрядцы, вопреки худой молве, мирно живут бок о бок с православными и дружелюбно настроены к гостям отличной от них веры. Он писал: «Жители этого края добродушные, трудолюбивые и гостеприимные люди. Для них все равно лица православного, католического и протестантского вероисповедания… Не имея причин, да и не желая расспрашивать друг друга о вере, мы всегда после некоторых предварительных сообщений, дружественно беседовали за закускою и самоваром о хмелеводстве, любимой теме хмелеводов».

Этнолог и историк старообрядчества С.С. Михайлов в книге «Таинственная местность «Туглицы» и хмель в Егорьевском уезде» предположил, что этот уголок западной части Мещеры в Егорьевском районе, к которому относится Алферово, был когда-то самостоятельной исторической областью. В дореволюционной периодике исследователь несколько раз встретил упоминание «Туглицкого кустарного района», «Туголиц» и «Туглиц» как самостоятельного региона в Егорьевском уезде. Это название давно исчезло с карт и памяти людей, однако сохранилось в некоторых топонимах, например, погоста Туголес Шатурского района. К слову, в церкви погоста Туголес в советское время хранился древний резной образ Николая Радовицкого, происходивший из Николо-Радовицкого монастыря, расположенного всего в семи километрах от хмелесушилки в Алферово. Название области Туголиц С.С. Михайлов выводил от финно-угорского корня, сохранившегося в удмуртском языке в слове «туг» – хмель.

Вот что писал Михайлов о подмосковных хмелесушилках: «Еще важным для нас моментом является сохранявшаяся еще в 2010 году кирпичная часть хмелесушилки, которая находилась возле населенного пункта Алферово в восточной части Егорьевского района. Сооружение это идентично тому, что возле деревень Мисцево и Запутная… Судя по его формам, кладке кирпича и др. особенностям, возведено оно было уже в советское время». Запутное Орехово-Зуевского района входило в совхоз «Титовский», где хмельники существовали вплоть до 1970-х годов, а хмелесушилка подобная той, что стоит в Алферово, использовалась по назначению и в советские годы.

Сушка, как писал хмелевод И.И. Засухин, имеет для хмеля даже большее значение, чем сбор шишек. Небрежно собранный хмель еще можно исправить сортировкой, а неправильно высушенный – ни к чему не годится. Хорошо высушенные шишки хмеля должны сохранять цвет, запах и форму, для чего их нужно продувать сухим и теплым воздухом. Хмель сушили двумя способами: «на вольном воздухе» и «духовой сушкой». При первом способе собранный хмель рассыпали на чердаках хозяйственных построек или в специальных сушильных решетах «лисках» в сухую ветреную погоду. Чердаки или отдельные сушильные сараи для хмеля должны были иметь большое количество отверстий в стенах для хорошего продува воздухом, но при этом быть защищены от солнечного света. Сушка на «вольном воздухе», как отмечал Засухин, подходила только для хмелеводства в южных губерниях на Волыни и в Польше. В северных районах, к которым относились и Гуслицы, с холодной и дождливой погодой во время сбора и сушки шишек использовали лишь духовую сушку в специальных помещениях с печами.

Именно такая хмелесушилка с печью стоит вблизи Алферово Егорьевского района. Засухин делил духовые хмелесушилки на два типа: крестьянскую и системы Вурбса-Засухина. Крестьянская хмелесушилка представляла собой обыкновенную одноэтажную постройку, посередине которой была выкопана яма с колодезь-камерой и печью. Более совершенным устройством необходимым для крупных хмелеводов была сушилка Вурбса, на которой можно было высушить до пятисот килограммов хмеля за сутки.