Лермонтов на «Страшном суде» в Подмоклово

culture.ru

Фото: [culture.ru]

Небольшое село Подмоклово расположено на юге Подмосковья в нескольких километрах от Серпухова на противоположном берегу Оки. Названием своим оно обязано весеннему половодью, а интересных достопримечательностей вокруг великое множество: городище Железного века, исчезнувший древний город Неренск, старинная усадьба, каменоломни времен Ивана Грозного, один из самых красивых подмосковных храмов. С последним связана история, сильно нашумевшая на рубеже XIX-XX веков - о ней и пойдет наш сегодняшний рассказ.

Храм Рождества Богородицы в Подмоклово можно с уверенностью назвать одним из самых значимых и впечатляющих памятников церковной архитектуры во всём Подмосковье. Заложен он был еще при Петре I в 1714 году, практически полностью завершен к 1723, но освящен лишь тридцать лет спустя. Тому виной послужили сложные отношения внутри семьи князей Долгоруковых - владельцев Подмоклово, а также последующая опала, лишившая их многих владений в годы царствования императрицы Анны Иоановны.

Храм и подробная история его создания заслуживают рассмотрения в отдельной статье, а здесь мы лишь скажем, что выстроен он был в лучших традициях итальянского барокко по заказу князя Григория Федоровича Долгорукова, серьезно увлекавшегося архитектурой и много путешествовавшего по Европе в составе «Великого посольства». Говорят, в Италии у него родилась мечта построить подобный храм у себя на родине, что спустя несколько лет он успешно и осуществил, сильно отойдя от традиций русской архитектуры. Тем не менее Рождественскую церковь сразу признали шедевром и во многом это мнение сохранилось до сих пор.

В 1875 году старинный даже по тем временам храм решили как следует отремонтировать. Реставрация осуществлялась на средства Тимофея Ивановича Каштанова - известного серпуховского купца, который также был и церковным старостой в Подмоклово. Закончив работы снаружи, реставраторы принялись за внутреннее убранство церкви. Тогда с разрешения епархиального архиерея некий неизвестный художник занялся «поновлением» многочисленных фресок. Работа шла медленно и завершилась лишь спустя несколько лет - приблизительно к 1893 году. В то время реставрацию курировал уже другой представитель рода Каштановых - Василий Иванович.

Неизвестный живописец обновил многие фрески, дополнив некоторые их них незначительными второстепенными деталями, но одна из его работ вскоре вызвала настоящий скандал. По древней традиции над западным входом в храм художник написал картину Страшного суда, и всё бы ничего, если бы один из изображенных на этой фреске грешников, объятых адским пламенем, не имел поразительного сходства с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Художника и след простыл, а современники стали ломать голову и гадать, как такое могло получиться.

Широкой общественности о Лермонтове на «Страшном суде» стало известно в 1900 году благодаря заметке Владимира Владимировича Барятинского - редактора московской газеты «Северный Курьер». Барятинский тогда возмутился столь досадному недоразумению и призвал остановиться в глумлении над великим поэтом. Но уже в следующем номере ему ответил археолог Н. Панкратьев, считавший, что Лермонтов повинен «как дуэлист в трёх тяжких грехах: убийстве, самоубийстве и неповиновении властям», а потому заслуживает места на подобной фреске.

Однако серпуховская интеллигенция, впрочем, как и московская, в основном разделяла мнение Барятинского, а поэтому вскоре обратилась к тульскому архиерею, в чьем ведении в то время находился приход села Подмоклово. Просьба заключалась в разрешении изменить лицо на фреске, но почему-то была отклонена.

Среди жителей села в то время прочно утвердилась легенда, что Лермонтов на «Страшном суде» появился не случайно, а строго по приказу владельца села Подмоклово — за то, что поэт когда-то написал на него злую эпиграмму. Однако эта версия не совсем точна, так как селом владели совсем другие дворяне Васильчиковы, а вовсе не князь Александр Илларионович Васильчиков, который действительно одно время был мишенью для едких шуток поэта. К тому же церковь в Подмоклово всегда была приходской, а не усадебной, что не позволило бы помещику самостоятельно определять содержание росписей без ведома церковных властей.

Согласно другой версии, М.Ю. Лермонтов появился на фреске за свои слишком вольные идеи, отвечающие духу того времени, но идущие вразрез с церковными. Однако он все же не создавал антицерковных учений, подобно Л.Н. Толстому, за что тот был предан анафеме и довольно отчетливо изображен на руках у дьявола в церкви села Тазово Курской губернии. Лермонтов же, по мнению большинства, такого не заслуживал.

В 1934 году картину со стены сняли и отправили на реставрацию, чтобы затем разместить в экспозиции антирелигиозного музея, который устроили в стенах московского Страстного монастыря. Позднее ее включили в экспозицию Музея истории религии и атеизма в Ленинграде, располагавшегося в Казанском соборе, а в наши дни она находится в фондах Государственного музея история религии в Санкт-Петербурге.

Что до храма Рождества Богородицы в Подмоклово, то недавно он был отреставрирован и уже ведутся работы по его включению в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Координаты церкви Рождества Богородицы в Подмоклово: 54°52'0"N 37°20'48"E