личный кабинет
Мобильные приложения
Выберите город
Выберите город
  • Апрелевка
  • Балашиха
  • Бронницы
  • Верея
  • Видное
  • Волоколамск
  • Воскресенск
  • Высоковск
  • Голицыно
  • Дедовск
  • Дзержинский
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дрезна
  • Дубна
  • Егорьевск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Ивантеевка
  • Истра
  • Кашира
  • Клин
  • Коломна
  • Королёв
  • Котельники
  • Красноармейск
  • Красногорск
  • Краснозаводск
  • Краснознаменск
  • Кубинка
  • Куровское
  • Ликино-Дулёво
  • Лобня
  • Лосино-Петровский
  • Луховицы
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Можайск
  • Мытищи
  • Наро-Фоминск
  • Ногинск
  • Одинцово
  • Озёры
  • Орехово-Зуево
  • Павловский Посад
  • Пересвет
  • Подольск
  • Протвино
  • Пушкино
  • Пущино
  • Раменское
  • Реутов
  • Рошаль
  • Руза
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Солнечногорск
  • Старая Купавна
  • Ступино
  • Талдом
  • Фрязино
  • Химки
  • Хотьково
  • Черноголовка
  • Чехов
  • Шатура
  • Щёлково
  • Электрогорск
  • Электросталь
  • Электроугли
  • Яхрома
21 июля 2019 20:07:28
Неизведанное Подмосковье

Памятный знак у Брашевского перевоза

16:35, 26 июня 2019

Недалеко от автомобильного моста через реку Москву в деревне Заозерье Раменского района установлен памятный знак с изображением древнерусского воина и текстом, выбитым на его щите: «Здесь в августе 1380 года войска во главе с князем Владимиром Серпуховским переправились через реку Москву и пошли в Коломну на соединение с ратью великого князя Дмитрия Московского, направлявшейся для сражения с полчищами Мамая». Памятник находится на сохранившейся насыпи старого моста. В древние времена неподалеку от нее находился перевоз через реку Москву, который называли Красным, Боровским или Брашевским.

Один из первых исследователей, попытавшихся проследить путь русских войск из Москвы в Коломну в 1380 году, был Николай Дмитриевич Иванчин-Писарев. В самом начале книги «Прогулка по древнему Коломенскому уезду» он писал: «Дмитрий Донской, выступив на Мамая через селение Котлы, должен был своротить на проселок (древле дорогу называвшуюся Шубинкою), который идет правее главной большой дороги, ведя также к Коломне, и, в свободное время, я вздумал его выследить. Уже давно оставлен этот путь…» Великий князь Дмитрий Донской пошел со своей частью войска по второстепенному и более долгому пути, чтобы избежать переправ через реку Москву. По причине большого скопления ратников войско разделилось и пошло тремя разным дорогами: «того ради не пошли одною дорогою, яко не мощно им вместитися».

Князь Владимир Храбрый со своей дружиной пошел по Брашевской дороге, а князья Федор и Иоанн Белозерские – по Болвановке. М.А. Чусова в статье «Пути-дороги на Коломну» предположила, что Брашевская и Болвановская дороги начинались в районе Болвановья – современной Таганки. Первая шла, примерно совпадая с линией современного Рязанского шоссе, через Выхино и Жилино, а вторая – через Николо-Угрешский монастырь. Оба пути вновь соединялись у Брашевского перевоза через реку Москву, где сейчас находятся деревня Заозерье, Чулково и поселок им. Тельмана. В центре этого поселка, к слову, в 2005 году была построена часовня в честь благоверного князя Дмитрия Донского и в память о событиях 1380 года. 

В одном из вариантов «Сказания о нашествии Мамая» так описывается картина переправы через реку Москву войск под предводительством серпуховского князя Владимира Храброго: «Возвеявшу с востока ветру, и в нем гром и молния, но не гром, не ветер, не стук стучит, не гром гремит по заре ранней: возится князь Володимир Ондреевич реку Москву на красном перевозе Брашевском». В других версиях сказания говорится о переправе Владимира Андреевича «на красном перевозе в Боровесце», «Боровце», «Боровице» и даже в «Боровске».Эти названия как будто указывают на город, который находился вблизи Красной переправы и был созвучен именем с южным Боровском, которым как раз владел князь Владимир Андреевич Храбрый.

Исчезнувший город Боровец, вероятно, стоял на правом берегу реки Москвы у нынешней деревни Чулково на вершине Боровского холма, по-другому называемого Мячковским курганом. Задачей города была защита южных подходов к Москве и охрана перевоза через реку. По легенде, древняя крепость Боровец была взята и уничтожена ордой хана Батыя еще в XIII веке. Над погибшими защитниками города и убитыми жителями был насыпан курган на вершине холма. Уже к 1380 году, вероятно, от города ничего не осталось. Таким образом, войска Владимира Храброго переправлялись у знакового места трагической истории Ордынского нашествия.

О легенде, связывавшей Брашевский перевоз с нашествием Батыя, слышал и Н.Д. Иванчин-Писарев. Писатель задавался вопросом: над кем был насыпан этот курган напротив перевоза? Он склонялся к жертвам первого ордынского нашествия XIII века. Правда, Иванчин-Писарев, видимо, не знал о городе Боровце, а полагал, будто после опустошительного нашествия хана Батыя, когда тот отошел с ордой от Москвы в сторону Владимира и Суздаля, выжившие жители окрестностей собрали тела убитых и сложили в общую могилу на вершине холма. По версии Иванчина-Писарева они могли быть даже воинами Всеволода Георгиевича и Романа Ингоревича, сложившими головы в схватке с Батыем согласно летописи «близ Коломны». Брашевская переправа и Мячковский холм стоят довольно далеко от Коломны, но, по мнению Иванчина-Писарева, в сравнении с расстоянием до Владимира и Суздаля, место оказывалось как бы «близ Коломны».

Название Боровца,  Боровского холма и Боровского перевоза возникло, вероятно, от соснового бора, покрывавшего высокий берег реки Москвы в этих местах. По мнению Б.Б. Вагнера в древности подмосковный холм назывался точно так же, как и знаменитый Боровицкий холм в Москве, на котором возник кремль. К слову, одна из башен Московского кремля и сейчас называется Боровицкой.

Памятный знак у места переправы войска князя Владимира Андреевича Храброго стоит на насыпи старого моста. Если пройти по ней дальше к реке, можно заметить еще один памятник – небольшой обелиск серого цвета с тремя фамилиями: Половников Б.В., Бочкарев Н.Ф., Неклюдов В.А. Этот мемориал посвящен трагической гибели летчиков. Экипаж погиб 8 января 1964 года при испытании самолета Ту-22. Летчик-испытатель Половников, штурман Бочкарев и радист Неклюдов разбились через несколько минут после взлета примерно в пяти километрах от аэродрома – самолет врезался в мост через реку Москву. Вблизи места крушения был установлен памятник, а члены экипажа были похоронены в Жуковском.

Антон Саков

вверх