Полигон ДЭЗ

Филипп Терец / Подмосковье Сегодня

Фото: [Филипп Терец / Подмосковье Сегодня]

К северу от Дмитрова, к востоку от села Орудьево, есть в лесу одно довольно занятное место. Когда впервые на него наткнулись местные грибники - слухов самых разных поползло видимо-невидимо. И что в лесу найден космодром инопланетных кораблей, и что обнаружили ранее неизвестную линию обороны времен Великой Отечественной войны, и что под лесом раньше было подземное озеро, а теперь вода ушла и скоро все окрестности провалятся в образовавшуюся пустоту. Мы тоже решили съездить в Орудьево, чтобы своими глазами увидеть таинственное место и попробовать разобраться в ситуации.

Довольно быстро стало ясно, что всем вышеупомянутым легендам мы обязаны молодому поколению грибников или, иными словами, дачникам, которые приезжают в эти места на выходные, бродят с корзинками по лесам, а потом рассказывают всякие невероятные истории про леших, полигоны пришельцев и прочую аномальщину. Сами же старожилы, кто прожил в этих местах всю жизнь, во все эти россказни не верят и на то есть вполне объективные причины. Но прежде чем приставать к местным жителям с вопросами, мы сами поехали в лес по координатам из интернета, чтобы составить свое мнение.

Пустынная дорога красиво петляла по лесу, по обочинам и под деревьями островками лежал свежевыпавший снег, и вскоре мы были на месте. Пока все спокойно - никаких аномалий. Оставив машину на обочине, стали углубляться в чащу по тропинке. Пройдя несколько сотен метров, мы вдруг поняли, что с этим местом не так. Весь лес стоял словно на большом пироге, который кто-то тщательно, но неаккуратно порезал на куски. Многочисленные канавы и овражки разной глубины делили его на полоски и клеточки - и так было везде, куда не глянь. Деревья росли вдоль углублений, а также в них самих, и действительно возникало ощущение, что здесь кроется какая-то тайна. Во всяком случае подобного рельефа мы нигде раньше не встречали. Побродив между елками и березками, сделали несколько фотографий и благополучно вернулись в Орудьево.

Разговор с несколькими пожилыми местными жителями быстро все расставил на свои места.

- Полигон ДЭЗ там был… - А что такое ДЭЗ ? - Дмитровский экскаваторный завод.

Проще не придумаешь! Завод этот был основан еще в конце XIX века - в 1898 году, но поначалу занимался не экскаваторами, а чугунным литьем. Основал его крестьянин Иван Миронович Галкин, который до этого успел поработать на московских фабриках, освоить ремесло и скопить немного денег. Позднее у него появились компаньоны и к 1914 году завод уже имел несколько цехов.

Интересно, что в годы Первой мировой войны именно на этом заводе были сделаны некоторые детали для Царь-танка, о котором мы уже однажды писали.

После революции завод у И.М. Галкина отобрали и предприятие стало государственным. Все производственные мощности перевели в пустующие городские бани, объединив с секретным заводом по производству Царь-танка. Теперь здесь помимо чугунного литья занимались ремонтом различных сельхоз орудий. В конце 20-х годов на производстве появляется механический цех и ассортимент выпускаемой продукции расширяется. Теперь это не только отдельные детали, но и целые камнедробилки, глиномялки, мельничные жернова. Предприятие в то время имеет длинное название: «Чугуно-меднолитейный и механический завод № 4 Металлотреста МОСНХ».

В 1933 году началась стройка канала имени Москвы, и Дмитров оказался в центре событий - сразу за чертой города расположился большой лагерь с тысячами заключенных. В том же 33 году Главстроймашина даёт задание Дмитровскому заводу наладить производство цепного экскаватора МК-I, и уже через год первый советский траншейный экскаватор увидел свет.

Дмитровский завод долгое время был главным предприятием СССР, выпускающим траншейные экскаваторы. Всего до войны было собрано 525 машин, 500 из которых произведены в Дмитрове, а еще 25 в Киеве.

Как вы уже догадались, на полигоне между Орудьево и деревней Непейно, вызвавшим в наше время столько пересудов, в прошлом веке вовсе не пришельцы приземлялись, а просто испытывали разные траншейные экскаваторы, основная специализация которых - рыть канавы. В то время леса там никакого не было, и экскаваторы работали в поле. Когда же полигон забросили, то ветер принес на перепаханную почву семена лесных деревьев, и теперь, спустя десятилетия, на этом месте уже стеной стоит красивый лес. Рельеф, оставленный экскаваторами, в лесу выглядит действительно очень странно и вызывает вопросы, так что в самом деле можно напридумывать много версий его происхождения.

Что касается завода, то в годы войны все производство эвакуировали в Тюмень, где оно продолжало работать, а в 1946 году благополучно вернулось на прежнее место. Дмитровский завод выпускает экскаваторы до сих пор.

Координаты полигона ДЭЗ: 56°25'44"N 37°33'18"E