Самый жуткий памятник Подмосковья

Филипп Терец / Подмосковье сегодня

Фото: [Филипп Терец / Подмосковье сегодня]

Если бы кто-нибудь однажды решил составить перечень самых необычных памятников Подмосковья, то список получился бы достаточно внушительным и очень забавным. В нем обязательно оказались бы такие знаковые сооружения, как памятник водопроводу в Мытищах, памятник Огурцу в Луховицах, Луку в Мячково, Пиявке в поселке Удельное, гигантский стул в Дубне и даже памятник Хорошему настроению в Одинцово. Но на подмосковных просторах есть и другие памятники, которые обычно не включают в путеводители, свадебные кортежи объезжают их стороной, а хорошие родители, завидев их вдалеке, переводят детей на другую сторону улицы. Недавно нам посчастливилось воочию увидеть один из самых жутких памятников Подмосковья.

Прогулка по городскому парку Люберец с виду не предвещает никаких сюрпризов. Вас ждут обычные аккуратные дорожки с клумбами, на которых уже вот-вот покажутся первые зеленые ростки, скамейки под сенью высоких лип, где так приятно посидеть в теньке летом - почитать книжку и съесть эскимо, несколько детских аттракционов, кафе и кинотеатр - что еще нужно для отдыха в черте города?

Но вдруг на пересечении нескольких парковых аллей ваше внимание привлекает странный предмет, и вы сразу же забываете про книжку, мороженое и стайки суетливых воробьев, наблюдающих за каждым вашим движением в надежде получить что-нибудь вкусненькое.

Вы подходите ближе и видите на небольшом пятачке необычное сооружение, явно поставленное здесь для украшения парка, а может быть и в роли культурного объекта. Поначалу, как впрочем и впоследствии, совершенно непонятно что изображает эта странная скульптура и, тем более, что своим творением хотел сказать нам скульптор. Одним кажется, что это не что иное, как диван, из которого внезапно, как из жерла вулкана, полилась лава. Другие убеждены, что странная инсталляция - памятник тетрису или конструктору Lego. Пояснительных табличек поблизости специально не предусмотрено, чтобы не мешать волшебному полету фантазии посетителей - прямо как в кабинете у психиатра.

Подивившись необычному арт-объекту, вы продолжаете свою неспешную прогулку по парку и вскоре думаете уже совсем о другом. Вокруг бегают дети, где-то неподалеку тихо играет музыка, а сквозь дождевые облака иногда пробивается лучик солнца - так здорово пройтись по парку в пусть и хмурый, но весенний денек!

Но, свернув на очередную мощеную плиткой тропинку, вы внезапно чувствуете необъяснимую тревогу. Что-то что уже показалось впереди за прозрачными кустами, волнует вас больше, чем внезапно начавшийся дождь, который уже несколько минут льет как из ведра, а вы все еще стоите в недоумении - то ли бежать под крышу, то ли подойти поближе и посмотреть. Прохожие, достав зонтики, спокойно проходят мимо, а это значит что чудовище, притаившееся за кустами, явно не опасно.

И вот вы осторожно выглядываете из-за раскидистого куста, и вашему взору предстает во всей своей страшной красе огромная гарпия - самый свирепый и отвратительный персонаж греческой мифологии, представляющий собой полуженщину-полуптицу, с крыльями и лапами грифа, но с головой и грудью человека.

Основной «специализацией» гарпий, согласно той же мифологии, было похищение детей и человеческих душ, а также всяческое досаждение окружающим. В разные времена их использовали как символ жадности, ненасытности и нечистоплотности, а также причисляли к самым опасным существам подземного царства. Данте Алигьери, выстраивая в «Божественной комедии» систему загробного мира и разделяя ад на девять кругов, отдал гарпиям седьмой круг, предназначавшийся для насильников. Таким его и изображает в конце XIX века французский гравер Гюстав Доре на своей знаменитой иллюстрации к «Божественной комедии».

Сразу за каменной гарпией расположен какой-то аттракцион, а чуть поодаль детская площадка, по которой как ни в чем не бывало носится детвора. Но почему никто не пугается столь ужасной обитательницы парка? Видимо, страшно бывает только первые десять раз, а потом, если приходить в парк почаще, гарпия кажется не такой уж и ужасной.

Откуда взялись в городском парке, да еще и рядом с детской площадкой столь странные статуи? Вскоре выяснилось, что большинство местных жителей ответить на этот вопрос не могут - «стоят себе и стоят, всегда стояли». Но один старичок все же смог приоткрыть нам завесу тайны и рассказал, как примерно десять лет назад в Люберцах проходил международный симпозиум скульпторов, в процессе которого в течении двух месяцев именитые мастера из разных стран прямо под открытым небом на радость зевакам отсекали лишнее от огромных гранитных глыб, специально привезенных из Карелии. Два месяца пролетели как один день, скульпторы разъехались по домам, а их шедевры до сих пор стоят в парке и радуют люберчан.

Впрочем, далеко не все местные жители действительно рады подобным культурным инсталляциям. Кое-кто даже перестал ходить в парк, не говоря уже о маленьких и впечатлительных детях, которым после встречи с гарпией целую неделю будут сниться кошмары. Самые неравнодушные жители даже ходили в администрацию города, чтобы поднять вопрос о переносе скульптур, но гарпия, диван с лавой и еще несколько не менее странных сооружений по-прежнему стоят в парке и на детской площадке - словно в назидание подрастающему поколению.

Одним словом, если вы когда-нибудь окажетесь в Люберцах и почувствуете острую необходимость прикоснуться к современному искусству, а также увидеть один из самых жутких подмосковных памятников - вооружайтесь фотоаппаратом и смело отправляйтесь в городской парк!

Адрес парка: город Люберцы, Октябрьский проспект, 226

Поделиться