личный кабинет
Мобильные приложения
Выберите город
Выберите город
  • Апрелевка
  • Балашиха
  • Бронницы
  • Верея
  • Видное
  • Волоколамск
  • Воскресенск
  • Высоковск
  • Голицыно
  • Дедовск
  • Дзержинский
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дрезна
  • Дубна
  • Егорьевск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Ивантеевка
  • Истра
  • Кашира
  • Клин
  • Коломна
  • Королёв
  • Котельники
  • Красноармейск
  • Красногорск
  • Краснозаводск
  • Краснознаменск
  • Кубинка
  • Куровское
  • Ликино-Дулёво
  • Лобня
  • Лосино-Петровский
  • Луховицы
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Можайск
  • Мытищи
  • Наро-Фоминск
  • Ногинск
  • Одинцово
  • Озёры
  • Орехово-Зуево
  • Павловский Посад
  • Пересвет
  • Подольск
  • Протвино
  • Пушкино
  • Пущино
  • Раменское
  • Реутов
  • Рошаль
  • Руза
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Солнечногорск
  • Старая Купавна
  • Ступино
  • Талдом
  • Фрязино
  • Химки
  • Хотьково
  • Черноголовка
  • Чехов
  • Шатура
  • Щёлково
  • Электрогорск
  • Электросталь
  • Электроугли
  • Яхрома
22 мая 2019 01:43:21
Неизведанное Подмосковье

Станция Ленинская - ворота в Горки

12:51, 07 февраля 2018

Каждый, кто когда-нибудь проезжал на подмосковной электричке по Павелецкому направлению, наверняка замечал станцию, которая выгодно выделялась на фоне обычных серых платформ. Высокий шпиль, увенчанный звездой, колонны почти как в Большом театре, голубые ели вокруг. Но не успели вы ее толком рассмотреть, как поезд трогается после короткой остановки, и пейзаж за окном сменяется. В наши дни не все знают историю этой теперь уже забытой станции.

Очевидно, что своим названием, а также роскошным видом, станция Ленинская обязана «вождю мирового пролетарита» - Владимиру Ильичу. Но, как ни странно, железнодорожная станция изящной архитектуры в этом месте была известна и много ранее - с конца XIX века.

Развитие железных дорог в то время шло полным ходом, а путешествовать на поездах считалось очень престижным. Купцы Герасимовы, владевшие имением в двух верстах (чуть больше четырех километров) от железной дороги, решили построить небольшую станцию, разрешение на строительство которой благополучно получили в 1898 году. Здание получилось небольшим и аккуратным, с уютным залом ожидания на 28 человек. Новую станцию так и назвали - Герасимовская.

Прошли годы, отгремела революция 1917 года и «вождь пролетариата» стал частенько бывать в расположенной неподалеку бывшей усадьбе Дурасовых, впоследствии более известной как Горки Ленинские. Но станции Герасимовской перемены почти не коснулись - переименовывать ее пока не спешили. Через пару лет разве что поправили кладку, да появился буфет с печью в зале ожидания.

В.И.Ленин последний год тяжело болел и находился в Горках постоянно, наслаждаясь тишиной и чистым подмосковным воздухом. В Горках он и скончался в 1924 году, и в этот же момент для станции Герасимовской открылась новая страница истории.

23 января 1924 года специальный траурный поезд, состоящий из паровоза и одного багажного вагона, перевез тело В.И.Ленина от станции Герасимовской до Москвы - Саратовского вокзала, который в будущем переименуют в Павелецкий. Тысячи москвичей в то январское утро встречали поезд и провожали «вождя» в последний путь.

Разумеется, столь значимое событие не могло не повлиять на судьбу поезда и станции, на которых побывал гроб с телом В.И.Ленина. Паровоз У-127 и багажный вагон №1691 поставили на почетный покой на запасной путь рядом с вокзалом, а когда они начали ржаветь под открытым небом - построили музей «Траурный поезд В.И. Ленина», куда водили на экскурсию октябрят и пионеров. В наши дни это здание стало значительно больше после нескольких реконструкций и теперь официально называется «Музей Московской железной дороги». Поезд по-прежнему расположен в одном из его залов.

Что до станции, то в ее судьбе произошли еще более кардинальные перемены. Почти сразу ее переименовали в Ленинскую, а в 1952 году железнодорожная газета «Гудок» предложила своим читателям план переделки бывшей станции Герасимовская под мемориальную станцию-музей В.И.Ленина. Новое здание решили строить рядом со старым, ведь от старого в тот знаменательный день отправлялся траурный поезд.

Архитекторы Борис Мезенцев и Михаил Шпотов спроектировали новую станцию в стиле античного храма с 24 колоннами, символизирующими годы жизни Ленина в XX веке. Здание подобно настоящему древнегреческому храму возвышается на стилобате - многоступенчатом каменном основании. Над основным помещением вокзала, в котором был установлен гипсовый памятник В.И. Ленину и начертаны великие цитаты коммунизма, возвышается верхний ярус с многочисленными окошками, выше которого только шпиль со звездой. Территория вокруг станции также не осталась без внимания: всюду появились клумбы, были заасфальтированы дорожки и высажены аккуратными рядами голубые ели.

Долгое время станция Ленинская являлась своего рода «железнодорожными воротами» в Горки Ленинские. Каждый, кто приезжал в усадьбу, начинал свой путь с этого мемориального вокзала, проходил сквозь небольшой античный зал с розоватыми колоннами и проникался благоговением.

Время неумолимо шло вперед и про платформу Ленинскую понемногу стали забывать. Ветхое здание станции Герасимовской, все это время расположенной по соседству, случайно сгорело в начале 1990-х и ее решили не восстанавливать - осталась только Ленинская. Внутрь станции уже давно не пускают, чтобы посетители не доломали гипсовый памятник, который и так уже остался без руки. Билеты теперь можно купить в окошке снаружи, а красивые еловые аллеи активно используются как перехватывающие парковки.

Координаты станции Ленинская: 55°29'18"N  37°43'54"E

Филипп Терец

вверх