Старая церковь и угольный промысел в селе Чернеево

Филипп Терец / Подмосковье Сегодня

Фото: [Филипп Терец / Подмосковье Сегодня]

Недавно нам довелось побывать в селе Чернеево, что к северо-востоку от Клина почти на самой границе с Тверской областью. Находится оно в окружении дремучих лесов на берегу речки Чернеевки - правого притока Сестры, а ведет к селу грунтовая дорога, по которой никто кроме местных жителей и не ездит. Однако этот тихий уголок имеет богатую и бурную историю, фрагменты которой мы сегодня расскажем.

Село Чернеево примечательно по нескольким причинам. Это самая крайнее северо-западная точка Дмитровского района Московской области. Здесь сохранилась полуразрушенная церковь Смоленской Божьей матери 1864 года постройки. 12 февраля 1924 года родился будущий герой Советского Союза - летчик Мартынов Евгений Васильевич. История самого села уходит глубоко в века и фигурирует еще во времена междоусобных войн между Тверскими и Московскими князьями (XIII век). А еще раньше и на протяжении веков местные крестьяне занимались производством древесного угля - топлива, которое человек использует с древнейших времен и до наших дней. Но давайте обо всем по порядку.

Если погулять по лесу вокруг Чернеево, то можно обнаружить довольно много странных ям, расположенных в самых разных местах. Кто-то принимает их за воронки от снарядов, кто-то за особенности местного рельефа, но большинство сходится во мнении, что ямы имеют все-таки рукотворное происхождение. Так и есть - это следы углежогного промысла - одного из древнейших ремесел человечества.

Процесс получения древесного угля в былые времена выглядел примерно так: выкапывалась яма глубиной 0,5-1 метра и в нее плотно друг к другу в вертикальном положении устанавливались стволы срубленных деревьев диаметром 10-12 сантиметров. Более толстые стволы раскалывали. Затем рядом с основной ямой копали еще одну чуть поменьше - так называемый приямок. Дно приямка обязательно должно было быть ниже дна основной ямы. Затем обе ямы соединяли с помощью полой трубы-продушины, которую делали из двух выдолбленных половинок ствола дерева. Поленья, торчащие из основной ямы, покрывали свежеснятым дерном травой внутрь, а затем закидывали сверху землей. Когда все было готово, углежог просовывал в продушину палку с горящей берестой, и поленья начинали тлеть прямо под слоем земли, постепенно превращаясь в уголь. Этот процесс еще называется сухой перегонкой или пиролизом.

Качество угля зависело от главного углежога. Он знал, когда нужно открыть продушины, сколько их держать открытыми и когда нужно закрыть. По характеру и количеству дыма, поднимающегося от земляной кучи, он понимал, что внутри появился открытый огонь и тогда на это место лили воду. Работа углежогов была чрезвычайно трудной, но очень востребованной. Угольные производства до революции даже освобождали от налогов.

Почему-то именно в Чернеево угольный промысел получил широкое распространение. Вероятно сыграло немалую роль удачное расположение села - вокруг леса, а рядом судоходная река Сестра, по которой шла активная торговля. Готовый уголь развозили по деревенским кузням, домнам, а позднее по фабрикам.

Уходя от темы угольного промысла, расскажем одну интересную местную легенду, объясняющую исключительную силу мужской половины местного населения. Якобы еще давным-давно было замечено, что мужики с северных рубежей современного Подмосковья всегда отличались недюжинной силой - и в работе, и в ратных подвигах. Кто-то однажды объяснил это тем, что еще во времена междоусобных войн между московскими и тверскими князьями, первые специально отправляли на север своих владений воинов могучей физической силы. Со временем многие из них благополучно там поселились, обзавелись семьями, а их потомки тоже выросли богатырями. Легенда всем понравилась и многие ее помнят до сих пор.

Село Чернеево всегда было большим и процветающим. По реке шли корабли, груженые товаром, через само село проходил тракт, по которому тоже шла активная торговля, так что не удивительно, что к началу XX века в Чернеево было более двухсот домов, а также трактир, две чайные и школа.

С первых дней своего существования село было вотчиной Николо-Пешношского монастыря, расположенного неподалеку. В 1673 году была построена деревянная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Но через некоторое время церковь стала мала, и тогда московский купец Илья Мокшин построил новый каменный храм большего размера. В таких случаях новый храм часто строили на месте старого, но у купца не поднялась рука разрушить деревянную церквушку, которая, к тому же, был еще в хорошем состоянии. Жители Чернеево и Рогачево подумали и решили перенести ее на рогачевское приходское кладбище, что успешно и сделали с благословения митрополита Филарета. Там старую церковь поставили на каменный фундамент.

Новый кирпичный храм Смоленской Божьей матери был возведен в 1864 году и его можно увидеть в Чернеево до сих пор - то, что от него осталось. В советское время под расписными сводами хранили зерно, а когда в конце XX века храм вернули церкви, то восстанавливать его было уже слишком сложно и дорого. Однако немногочисленные местные жители помнят историю и очень любят свой храм, не теряя надежды на его восстановление. Территория вокруг него ухоженная, на самом храме стоят две новые золотые главки с крестами, а по праздникам проходят богослужения. На месте престола старой деревянной церкви, которую перенесли в Рогачево, стоит маленькая каменная часовня - вы ее тоже обязательно увидите, если побываете в Чернеево.

Координаты церкви в селе Чернеево: 56°27'31"N 37°1'33"E