Усадьба Вынорки

Филипп Терец / Подмосковье Сегодня

Фото: [Филипп Терец / Подмосковье Сегодня]

В поселке Зверосовхоз, что к северо-востоку от Пушкино, сохранился старинный кирпичный дом на Соболиной улице. Благодаря поздним переделкам он на мгновение может показаться заброшенным особняком родом из девяностых, но на самом деле его история начинается намного раньше. Этот дом - все, что осталось от усадьбы Вынорки, основанной во второй половине XVIII века.

Местные жители чаще всего называют особняк просто «Тальгрен» - по фамилии последнего владельца усадьбы. Сам дом, построенный в стиле модерн, появился в начале XX века. В то время купец Владимир Эдуардович Тальгрен, занимавшийся бумагопрядильной пряжей и канцелярскими товарами, перестраивал свой дом в Москве по адресу Малый Николопесковский переулок дом 5. Работы шли под руководством известного архитектора П.А. Заруцкого, и хозяин поручил зодчему заняться также и его загородным имением Вынырки близ одноименной деревни.

Таким образом усадебный дом, который до сих пор стоит в Зверосовхозе, появился чуть больше ста лет назад, но сама усадьба значительно старше. Впервые она упоминается в 1769 году, как собственность коллежского советника и предводителя дворян Каширского уезда - Николая Ивановича Юшкова.

Сколько владел имением Н. И. Юшков и его потомки - сейчас установить довольно непросто, но известно, что к середине XIX столетия усадьба числилась за коллежской ассесоршей А.П. Мессинг, позднее за неким господином Жуковским, а в конце XIX века ей владел московский губернатор Григорий Иванович Кристи. С начала двадцатого столетия и вплоть до 1917 года Вынорки принадлежали вышеупомянутому В.Э. Тальгрену, арестованному в 1922 году по обвинению в «сношении с английской миссией».

В истории большинства подмосковных дворянских гнезд 1917 год буквально подвел черту, после которой в старинных усадьбах уже не происходило ничего интересного - только забвение и разрушение. В лучшем случае их использовали как декорации к фильмам, но чаще хранили картошку и всячески перестраивали, чтобы сделать бараки или дома отдыха для вождей пролетариата. Однако в имении Вынорки, которое в 1917 году тоже было разграблено и национализировано, вскоре произошел интересный случай.

В 1920 году москвичка Лидия Марьяновна Арманд, бывший депутат Учредительного собрания, на фоне повсеместного открытия детских домов загорается идеей создать свой детский дом, а точнее школу-колонию. Она мечтает открыть школу совершенно нового типа, на лоне природы, вдали от большого города, настоящую сельскую коммуну, основанную на любви и взаимном уважении, призванную «помочь подросткам выработать из себя людей, для которых жизнь есть храм и мастерская, причем в храме они должны себя чувствовать и сопричастниками Божеству, и священнослужителями, и чернорабочими».

Сейчас все знают что такое педагогическая методика Монтессори или Вальдорфское образование, и относятся к альтернативной педагогике спокойно, но на тот момент идея Лидии Арманд была совершенно фантастической. Однако она смогла, заручившись поддержкой единомышленников из круга московской интеллигенции, претворить свою мечту в жизнь и даже получить от Московского отдела народного образования целое здание для своей школы. Поначалу это было имение Ильино, а позднее вся коммуна переехала в Тальгрен - более вместительный дом усадьбы Вынорки, перед этим собственноручно его отремонтировав.

Благодаря книге «История одной общины», написанной самой Лидией в 1927 году под псевдонимом Л. Соснина, дневникам ее сына - Давида Арманда, а также документальному роману «Блаженны чистые сердцем», опубликованному в 2012 году внучкой - Еленой Арманд, нам сейчас известно достаточно много об этом уникальном проекте.

Известный советский историк искусств и доктор искусствоведения Наталья Гершензон пишет в своих воспоминаниях о детстве, проведенном в школе Арманд:

«В конце зимы и начале весны 1922 года, начали переселяться и устраиваться в Тальгрене. Много радости на новом месте внесли своеобразные особенности дома. Вечерами сходились в зале; во время бесед или хорового пения рассаживались на ступеньках лестницы. Любители уединения располагались на темных хорах. В холодные вечера, особенно когда лето начинало склоняться к осени, сидели, обнявшись, или лежали на полу перед горящим камином. Юношескому воображению импонировало то, что дом напоминал средневековый замок. Элемент таинственности вносили круглая башня с винтовой лестницей - обширный чердак с балконами. Очень любили мы большую кухню, помещавшуюся в подвальном этаже. Особую прелесть нашли ребята в том, что получили возможность мыться в бане; это была крошечная, типично деревенская банька с деревянным полом и лавками. Ее топили каждую неделю; в отведенные для них часы девочки и мальчики поочередно веселой гурьбой бежали в баню и радостно, с криками и шалостями, окруженные клубами пара, плескались в горячей воде».

В зависимости от интересов детей, организовывались различные кружки: рисования, изучения французского, английского, итальянского и эсперанто, драматического искусства, пластической гимнастики. День в школе начинался с чтения духовной, философской или художественной литературы — Евангелия, трудов Рабиндраната Тагора, Поля Гогена, Петра Кропоткина, Льва Толстого. Затем - работа на огороде или в поле. Во второй половине дня - занятия естественными и гуманитарными науками, кружки и вечернее чтение. Иногда перед сном Лидия Арманд рассказывала ученикам о жизни известных подвижников, мудрецов и революционеров.

Как можно коротко охарактеризовать педагогический метод Лидии Арманд? Исследователи сходятся во мнении, что знаменитая сказка М. Метерлинка «Синяя птица» хорошо отражает его суть. Благодаря волшебному подарку феи, герои пьесы - Тильтиль и Митиль - могут видеть «скрытое» – истинную сторону вещей: Душу Воды, Душу Огня, Душу Света. Мистический символизм сказки о поисках счастья раскрывает сущность всего метода: указать ребенку путь к вечному творческому началу мира, скрывающемуся за множеством форм.

Однажды старшие воспитанники организовали школу для детишек из окрестных деревень, ведь в округе других школ не было. Учебное заведение пользовалось популярностью, и детвора ходила в него с удовольствием. Школьные огороды стараниями всей коммуны тоже процветали, а в хозяйстве были две рабочие лошади, коза и корова. Урожай хранили здесь же в доме, делали заготовки на всю зиму. Д. Арманд писал в своем дневнике:

«С первых дней Лидия Марьяновна ввела в колонии коммунизм в самом высоком смысле слова. Все вещи были общими, кроме очень немногих самых личных, памятных, от родителей и т. п. Это было и жизненной установкой, и суровым требованием времени. Когда кто-нибудь по надобности ехал в Москву, на его зов за столом: “Кто выручит шапкой, штанами поприличнее, ботинками” все несли, что могли, а сотрудники снабжали деньгами из своих мизерных зарплат».

Можно с уверенностью сказать, что Лидии Марьяновне Арманд удалось изменить мир вокруг себя и сделать его чуточку лучше. Разумеется, такое событие не могло остаться незамеченным НКВД: начались первые проверки и обыски. Снова запись из дневника Д. Арманда:

«Страшная была ревизия. Однажды поступил донос, что у нас монастырь, а не колония. Заведующий МОНО Рафаил и заведующая отделом Крупенина решили приехать, увидеть все своими глазами и закрыть. Ребята их встретили танцами. Они удивились: “Вот так монастырь!” Пошли осматривать дом - везде порядок, благолепие. Пошли по огородам, полям, остались очень довольны».

В 1924 году после очередной проверки школу все-таки закрыли. Следователь тогда написал: «…вся группа, и детей, и взрослых, приучается стоять над жизнью, отделяется от неё, обособляется в своего рода орден людей, понимающих друг друга и тесно связанных этим пониманием».

Через несколько дней после закрытия Лидию Марьяновну арестовали за принадлежность к «контрреволюционной организации «Теософическое общество». Постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 12 декабря 1924 года Лидия Арманд заключена под стражу. А уже 24 декабря, меньше чем через две недели, ей предъявили обвинение в «антисоветской агитации и распространении ложных слухов». Вскоре ее выслали на Урал в город Березов Тобольской области. Не избежали репрессий и некоторые воспитанники и преподаватели школы. Умерла Л.М. Арманд в 1931 году в возрасте сорока девяти лет.

Судьба учеников школы Арманд сложилась по-разному. Некоторые из них стали известными учеными или инженерами, а о других известно меньше. Спустя много лет они несколько раз собирались вместе и приезжали в усадьбу, где прошли лучшие годы их детства.

После закрытия школы дом в Вынорках ждала типичная судьба подмосковной усадьбы. Сначала в нем разместилась администрация Пушкинского зверосовхоза, образованного в 1928 году. Когда же здание обветшало - администрация переехала в другое место, а дом остался пустовать. В забвении он и по сей день, представляя собой довольно печальное зрелище.

Координаты усадебного дома имения Вынорки: 56°2'37"N 37°58'32"E