Вокзал Рдултовского

Филипп Терец \ Подмосковье Сегодня

Фото: [Филипп Терец \ Подмосковье Сегодня]

В Подмосковье великое множество самых разных заброшенных объектов. Гуляя по лесам, а иной раз и просто проезжая по какой-нибудь дороге, очень редко когда не встретишь руины пионерского лагеря, дома отдыха, военной части, фабрики или завода. Заросшие лесом, а зимой засыпанные снегом, они будоражат воображение и неизменно привлекают искателей приключений своей таинственностью. Недавно мы пополнили свой список еще одним очень интересным местом.

Если с пионерлагерями и военными частями все понятно, то как насчет чего-нибудь необычного, например, железнодорожного вокзала? Удивительно, но в Подмосковье есть и заброшенный вокзал дореволюционной постройки! При этом железной дороги рядом нет, а вокзал есть!

Неподалеку от деревни Трехселище, что в Сергиево-Посадском районе, действительно сохранился кирпичный железнодорожный вокзал, построенный в 1916 году под руководством инженера Владимира Иосифовича Рдултовского. Строго говоря, сейчас вокзал уже нельзя назвать заброшенным - недавно его кто-то приобрел и начались реставрационные работы, вдохнувшие в здание новую жизнь, но еще несколько лет назад, как и многие годы до этого, оно представляло собой настоящие руины.

История появления вокзала в глухой деревне весьма интересна. В 1915 году по решению царского правительства был построен Троицкий Снаряжательный завод под Сергиевым Посадом, вокруг которого позднее вырос рабочий поселок, преобразованный в 1940 году в город Краснозаводск. На заводе производили артиллерийские снаряды, гранаты и патроны, а одно время производство даже называли главным поставщиком патронов Двора Его Императорского Величества. Основателем и главным инженером нового завода стал В.И. Рдултовский - уже известный на тот момент военный конструктор. В его послужном списке множество изобретений, таких как ручные гранаты РГ-12 и РГ-14, активно использовавшиеся во время русско-японской войны, фугасные тротиловые снаряды разных калибров, инновационные взрыватели, а также первая фугасная авиационная бомба и первый зенитный снаряд.

В марте 1916 года завод выпустил первую продукцию, и почти сразу В.И. Рдултовский подал докладную записку о возможности соединения нового предприятия с основными железными дорогами. В то время железнодорожное строительство активно развивалось, а поэтому В.И. Рдултовский был почти уверен, что его идею поддержат. Говорят, что он так загорелся этим проектом, что, не дождавшись официального ответа, принялся за строительство вокзала, выбрав для него место близ имения Левинсонов-Леонтьевых в деревне Трехселище. Для этого из Царского села был выписан знаменитый архитектор Владимир Николаевич Максимов, известный своими работами в неоготическом стиле.

Некоторые краеведы и исследователи архитектуры склонны полагать, что Рдултовский возвел вовсе не вокзал, а просто достаточно необычный для российской усадебной архитектуры дом, ссылаясь в качестве доказательств на явно жилую башню и сходство «вокзала» с замком князей Радзивиллов - родственников В.И. Рдултовского, который те построили в литовском городе Раудонас. К сожалению, железную дорогу в эти места так и не провели, и здание действительно использовалось как жилой дом, но три поколения местных жителей абсолютно уверены, что по изначальному плану это должен был быть вокзал. Кто-то даже утверждает, что рельсы все-таки начали тянуть, но потом грянула революция, и строительство забросили.

При советской власти В. И. Рдултовский продолжал заниматься разработкой новых видов вооружения и считался главным специалистом СССР по взрывателям, получил несколько государственных наград - орден Красной Звезды и звание «Заслуженный деятель науки». Однако это не помешало коллегии ОГПУ арестовать инженера по сфабрикованному делу «о контрреволюционной деятельности в военной промышленности». Неизвестно чем закончилась бы эта история - Рдултовского запросто могли расстрелять, как и тысячи других невинных деятелей разных областей промышленности, но Владимиру Иосифовичу повезло, и через два месяца его уже выпустили из тюрьмы. Умер он 13 мая 1939 года в Ленинграде.

Что до вокзала в деревне Трехселище, то за советский период он окончательно пришел в упадок - крыша провалилась, стены обветшали, вокруг вырос лес. Был уже близок тот день, когда рухнет башня, но у почти безнадежных руин внезапно появился хозяин. Сейчас строительство еще не завершено, но уже можно с уверенностью сказать, что вокзал Рдултовского обрел новую жизнь, и занял место в списке тех исторических объектов Подмосковья, которым повезло.

Координаты вокзала Рдултовского: 56°32'49"N 38°11'36"E