Кобзон готов исполнить гимн Подмосковья

Афиша
Виктор Новиков / Подмосковье Сегодня

Фото: [Виктор Новиков / Подмосковье Сегодня]

Уже несколько месяцев работает конкурсная комиссия над выбором гимна Московской области. В состав ее вошли музыканты, композиторы, поэты, чиновники, политики, в том числе народный артист СССР, бизнесмен, политический деятель Иосиф Давыдович Кобзон. Как профессионал, работающий в музыкальном жанре уже 55 лет, и как житель Подмосковья Иосиф Кобзон поделился с читателями «НП» своими впечатлениями о работе в комиссии.

- Иосиф Давыдович, а нужен ли Московской области свой гимн?

- Есть такая хорошая поговорка «Каждый кулик свое болото хвалит». Я считаю, что не только область, каждый город для того, чтобы прославить себя, своих жителей, должен иметь свой символ. Не обязательно это должен быть гимн, а если это гимн, то не обязательно, чтобы он был гимнического, маршеобразного характера. Я знаю очень много гимнов, и наш российский гимн, который мы вернули, легендарный александровский гимн, - торжественно маршеобразный. Но вот я представляю уже 18 лет в Думе Бурятию. У них тоже есть свой гимн: «Южная, озерная, степная, ты добрым светом солнечным полна. Цветущая от края и до края, будь счастлива, родная сторона» - это лирический гимн. Все жители бурятского края его поют. Или возьмите пресловутую Америку - у них тоже гимн более лирический. Или, скажем, прежний гимн Украины. Я сам с Украины, мой родной язык украинский, я учился в украинской школе: «Живи, Украина, прекрасна и сильна. В Радянском Союзе ты счастье нашла». Разные есть гимнические характеры.

- Есть ли что-то подобное в произведениях, которые присылают на конкурс гимна Подмосковья?

- Я прослушал очень много сочинений, которые появились в областной комиссии, и на встрече с Андреем Юрьевичем Воробьевым я ему напомнил, что Подмосковье воспето замечательными композиторами. Начнем с Соловьева-Седого, который в 1957 году написал знаменитые «Подмосковные вечера», их поет весь мир. Не хотите? Надо что-то другое? Пожалуйста: «Когда иду я Подмосковьем, где пахнет мятою трава» Вано Мурадели - потрясающая совершенно песня, но она не гимнического характера. Перед нами же поставили цель – гимн. Я, выполняя поручение губернатора Московской области, прослушал массу песен, более ста сочинений, и среди них я отметил для обсуждения 14 произведений и отправил секретарю свои соображения. Он мне говорит: «Почему вы не выставляете баллы?» Я отвечаю: «Я не буду ставить баллы!» Мне кажется, это ерунда. Все дело в том, что я уже прожил большую жизнь и провел очень много профессиональных конкурсов. А когда-то, когда я был еще молодым членом жюри, меня учил судить наш известнейший музыкант Юрий Васильевич Силантьев. Он сказал: «Бросьте вы эту ерунду! Вы что, все купленные, ангажированные, раз ставите втихаря отметки? Поднимайте ручонки и голосуйте, глядя друг другу в глаза – это будет честно и это будет объективно!» Конечно, субъективность какая-то может быть, но в основном стыдно будет смотреть в глаза и говорить, что эта песня хорошая, хотя в ней нет вообще ничего. Я бы предложил не ставить баллы, а когда другие члены пришлют свои соображения, то я буду отстаивать свою точку зрения – вот у меня есть четырнадцать песен, у вас три песни, у вас пять, если они перекликаются – тогда мы эти оставшиеся 20 песен садимся вместе и слушаем.

- По каким критериям вы отбирали произведения?

- Либо это должна быть торжественная мелодия, и она не должна называться гимном, либо это должен быть гимн торжественный, воспевающий не только красоту Подмосковья, но прежде всего красоту людей, живущих в Подмосковье, их трудовые подвиги и достижения. Московская область должна быть в этом сочинении отражена в самом лучшем ее воплощении.

- Вы себя видите исполнителем какого-то из этих четырнадцати сочинений?

- Я могу все четырнадцать исполнить. Но исполнитель определится в зависимости от произведения, которое мы отберем. Причем я не хотел бы, чтобы, как обычно бывает в конкурсах, мы выбирали гран-при, первое, второе, третье места. В присутствии губернатора я буду настаивать на этом – вот мы отобрали десять песен, которые должны принять общественное звучание, дальше мы должны опереться на мнение жителей Подмосковья. Например, по подмосковному телевидению или по радио в течение определенного времени крутить или просто показывать эти отобранные песни для того, чтобы узнать мнение радиослушателей и телезрителей. Пусть они присылают свое мнение комиссии. Мы собираем такое общественное мнение, для того чтобы себя обезопасить от реакции публики, которая услышит выбранное произведение и скажет: «Какой дурак это назвал гимном? Кто это определил, что это лучшая песня Подмосковья?» Соответственно, после того, как мы выработаем свое мнение, а телезрители – свое, мы опять садимся за стол и говорим – вот надо же, совпало. Мы назвали пять песен лучшими, и телезрители назвали их же лучшими. И теперь давайте решать. И тогда мы выпускаем диск «Лучшие песни о Подмосковье», мы выпускаем видео с исполнением этих песен и уже приглашаем авторов (потому что сейчас они анонимны) и спрашиваем у них: «Вот песня «Зорька лучистая» – кто будет ее исполнять, вы как автор скажите, кого бы вы хотели услышать?» Автор скажет, к примеру: «Я бы хотел, чтобы эту песню спела Долина, а как вы, товарищи члены комиссии?» И тогда мы придем к общему правильному решению. Я могу спеть все 14 – это не вопрос, а вопрос в том, хотят ли услышать голос Кобзона автор и другие члены комиссии, а также жители Подмосковья. Потому что в результате проведения этого конкурса жители Подмосковья получат в подарок не только гимн, но еще десять лучших произведений о Подмосковье.

- Вы являетесь почетным гражданином 29 городов России. Среди них есть подмосковные города?

- Я почетный гражданин Ногинска, я вообще Подмосковье очень люблю. Не люблю только Барвиху.

- Почему?

- Это такое «дворянское гнездо», которое изобилует многими проблемами, тоже передозированная трасса, эти дорогие особняки, эти высокие цены, ну не люблю, хотя часто бываю там по необходимости. Люблю Переделкино, Жуковский. Я бываю часто в Пушкино, там живет мой брат. Очень люблю Одинцовский район, я сам там живу - в Баковке.

- Почему вы выбрали именно Баковку?

- Стечение обстоятельств. Дело в том, что, когда у меня появились дети в 1974 и в 1976 годах, моя любимая супруга сказала: «Хорошо бы их чаще держать на воздухе». Дети часто болели, и я тогда купил у академика Лопухина в Баковке эту старую дачу, которую строили пленные немцы. Одолжил деньги у Оскара Фельцмана, у Роберта Рождественского. Так что этой даче уже 40 лет. Я привык, прикипел к этому месту. Я ее, правда, расширил, купил соседний участок, поставил дом для сына там, поставил дом для дочери, посадил сад сам. С Украины привез деревья – яблони, сливы. Разбили огород там. Ну, в общем, мы привыкли к такой вот полусельской жизни. Дорога только плохая.

- Какой же выход? Как бороться с этими дорогами?

- Я лично спекулирую правами депутата и иногда нарушаю правила дорожного движения. Я уже 30 лет возглавляю Фонд помощи семьям погибших и пострадавших работников правопорядка, и поэтому они как-то прощают мои нарушения, которые не создают аварийной ситуации для транспорта. Так что все-таки я как-то пробиваюсь, уже автоинспекторы мою машину знают хорошо. Маршрут уже намечен - один в течение 40 лет. Мне несколько легче, чем другим, потому что, конечно, дорога отнимает много сил, времени и нервов. Вот мне для того чтобы попасть на пленарное заседание, как сегодня, я должен уже не позже семи утра быть на ногах, чтобы прорваться в центр. Но я в этом, к сожалению, не одинок. Я не завидую своему молодому коллеге Андрею Юрьевичу Воробьеву, который жил спокойно на этом свете. А теперь ему надо поднимать огромную область. Проблем много, не только дороги, в 90-е годы была загублена вся промышленность в Подмосковье, закрыты заводы. На Москву не жалеют средств, а с Подмосковьем труднее – ему приходится драться за каждую копейку. И я со своей стороны с удовольствием готов помогать культуре Подмосковья. Потому что это история, это гордость нашей страны. Возьмите «Золотое кольцо», Сергиев-Посад и другие города. Я думаю, что это совершенно дивная земля. Но забот сейчас очень много.

Поделиться