Театр в Мелихово впервые сделал Чехова главным героем своего спектакля

Афиша
из коллекции музея «Мелихово»

Фото: [из коллекции музея «Мелихово»]

Профессиональный театр «Чеховская студия», действующий с 2006 года в Музее-заповеднике «Мелихово», 7 марта представит зрителю необычный спектакль. Пьесу «Жамэ» - печальную историю любви Антона Чехова и Лики Мизиновой. Великий русский писатель станет героем постановки «Чеховской студии» впервые. Причем соавтор пьесы - художественный руководитель театра Владимир Байчер. О долгих поисках идеи и трудной работе над пьесой Владимир Байчер рассказал корреспонденту «Подмосковье сегодня».

Необходимая псевдохроника

– Владимир Григорьевич, Мелиховский театр – явление уникальное, вы не занимаетесь театрализованными экскурсиями в жизнь автора, а скорее дарите зрителю полноценное погружение в литературное наследие Чехова. «Жамэ» – рассказ все-таки о самом Антоне Павловиче. Как решились?

– Мы все время искали материал, в котором Чехов был бы главным действующим лицом. И у нас было несколько идей. Но мы все же эти пьесы отложили в сторону, потому что они не показались нам «нашими». Мы понимали, что, живя в Мелихове, должны создать собственную историю. И вместе с Татьяной Федюшиной ее написали. Действующими лицами в ней стали сам Антон Павлович, его несостоявшаяся любовь Лика Мизинова и люди, которые принимали участие в этой истории. Мы не скрываем, что «Жамэ» – версия театра. В этой истории много фантазии, придуманного, нашего видения тех событий. Ясно только одно: два человека были связаны всю жизнь. На столе в кабинете женатого человека Чехова в ялтинском доме стояла фотография Лики. А Лидия Стахиевна, вышедшая замуж за известного режиссера Санина и уехавшая с ним в Париж, до своей смерти держала при себе портрет Чехова. Эти люди так и не оказались вместе. Поэтому мы назвали свою пьесу «Жамэ», что в переводе с французского означает «никогда». Так, кстати, называл Лику сам Антон Павлович.

– Вы говорите, что в пьесе много фантазийных моментов. Не боитесь критики?

– Пьесу мы писали долго, давали читать разным людям. Одной из таких стала Алевтина Павловна Кузичева – самый авторитетный современный чеховед. Она сказала: «Тут много вранья. Но это надо ставить именно так. Потому что в этом есть настоящая художественная правда об этих людях. Не думайте о каких-то биографических неточностях – ставьте!» И еще она сказала, что эта история напоминает ей мелодраму немого кино. Вот мы и решили снять в Мелихове «псевдохронику» с участием наших артистов. Эти кадры будут включены в ткань нашего спектакля. Для нас очень важно то, что «Жамэ» – это прежде всего мелиховский спектакль.

Ставка на образы

– Кто сыграет главные роли?

– Мы поняли, что это должна быть история на трех артистов, несмотря на то что персонажей в пьесе гораздо больше. Роль Антона Павловича Чехова репетирует Сергей Фатьянов, Лику – Светлана Герасимович. Андрей Богданов будет играть персонажа, которого мы назвали Третий. Спектакль авторский, рассчитанный именно на этих актеров, других на их месте я представить не могу.

– То есть ставку вы делаете именно на образы. А сценография?

– Она, конечно, будет, но простой и минималистичной. Мы решили, что нельзя затмевать героев. Вместе с художником Иваном Миляевым придумали помост, что-то типа подиума для дефиле. На этот подиум будут выходить люди. На заднике будет находиться экран. Вот и вся сценография. Мне кажется, что такое современное, стильное, условное, почти хай-тековское решение очень хорошо впишется в пространство нашего «Скотного двора». А вот костюмы будут почти подлинными, историческими. Художник Анна Ефимова придумала очень красивые и даже в чем-то фантазийные костюмы.

Поделиться