На озеро Киево возвращается колония чаек
Фото: [ Александр Вильф / РИА Новости]
Уже более пяти лет активисты подмосковной Лобни ведут борьбу за сохранение колонии чаек на озере Киево. Когда-то это была самая большая колония в Европе, тридцать тысяч птиц. Теперь – наберется от силы тысяча. Всему виной браконьеры, мусор и плавучие острова. Корреспондент «НП» узнал, как популяцию чаек помогают восстановить железные сваи, птичьи муляжи и музыка.
Остров уплыл
Озеро Киево слышно издали. Тысяча местных чаек упоенно горланит на всю округу. Еще 25 лет назад птиц здесь было намного больше – около тридцати тысяч. Небо над головой, по словам очевидцев, было белым от крыльев.
– По тому, как люди реагируют на крики чаек, можно понять, старожилы они или нет, – рассказывает Юрий Красильников, лидер местных активистов. – Те, кто с этими птицами вырос, слушают и радуются. Когда Киево опустело, они очень скучали. Ну а те, кто недавно поселился на берегах, они иногда ворчат.
Эту колонию в 1926 году, проезжая мимо озера, случайно обнаружил зам. директора московского зоопарка профессор Петр Мантейфель. Спустя год места признали заповедными, почти 90 лет озеро находилось под наблюдением ученых. И на их же глазах в середине 1990-х колония практически прекратила свое существование. Причин много: и браконьерство, и мусор, и рыбацкие лодки. Но самым страшным оказалось не это. Чайки гнездятся на сплавинах – своеобразных островках, которые образуются из корневищ водных растений, мхов, иногда мелкого кустарника. Со временем прибрежные сплавины отрываются, образуя плавающие острова, которые перемещаются по поверхности озера, гонимые ветрами. Из-за этого брожения и возникли проблемы.
– Чайки ведь не безвылазно сидят на гнезде, – поясняет Красильников. – Могут улететь, например, покормиться. Или купаться. А за время их отсутствия островок может развернуть ветром на 90 градусов. Или отнести ветром. Птицы возвращаются – а гнездо свое найти не могут. Начинается суматоха. Чужих птенцов могут и заклевать. В общем, чайкам здесь разонравилось. Они стали покидать озеро.
Обмани меня
За восстановление колонии в 2009 году взялись неравнодушные жители Лобни. Они обратились к ведущему научному сотруднику Центра кольцевания птиц института им. А.Н. Северцова РАН доктору биологических наук Сергею Харитонову, который следит за Киево уже не один десяток лет, он и придумал несколько хитрых способов, как приманить птиц назад.
Для начала острова «нанизали на спицы». Прямо сквозь сплавины в дно вбили железные балки. Кочевье прекратилось. Потом пришлось заняться творчеством.
– Чайка ведь не любит жить одна, ей нужна колония, – рассказывает Красильников. – Харитонов привез нам для образца муляж чайки из папье-маше. За зиму наделали 60 таких же из гипса. Высушили, раскрасили под цвет птиц. У чаек незатейливые гнезда, просто кочка с выемкой. Так мы такие же соорудили, поставили там эти муляжи.
Пока Красильниковы занимались рукоделием, Харитонов с помощниками собирал аудиосистему, которая имитировала голоса чаек. Весной все это установили в центре озера. Птицам сервис понравился. Постепенно колония начала расти.
Кушать подано!
Озеро живет по расписанию. Каждый день, два раза в сутки, у птиц трапеза. Одной только мойвы уходит минимум килограмм. Ее приходится мелко резать, чтобы гостинцев хватило на всех. Вместе с рыбой в воду летят хлебные сухари.
– Они сейчас сыты, ну ничего, кого-нибудь приманим! – обещает чета Красильниковых, разламывая только что купленный батон. Горбушка падает в воду. Чайкам пока не интересно, они вдали, на собственном острове, продолжают о чем-то спорить. Анна Даниловна с рыбацкого мостика машет рукой вдаль, словно завидела старого приятеля. Удивительное дело – несколько птиц тут же срываются со своих мест и летят к нам.
– Они нас уже знают, потому и прилетают. Понимают, что плохого им никто не сделает! – поясняют активисты.