Александра Маринина: «Я – сладкоежка, безобразница и безвольный человек»

Культура и спорт
предоставлено издательством "Эксмо"

Фото: [предоставлено издательством "Эксмо"]

Детективными романами Александры Марининой зачитывается вся страна, а за судьбой оперативного сотрудника Анастасии Каменской следили даже те, кто никогда не читал детективов. Недавно Маринина написала новый роман «Ангелы на льду не выживают» о фигурном катании и о большом спорте. В эксклюзивном интервью нашему корреспонденту Александра Маринина рассказала о том, как она любит отдыхать в Подмосковье, зачем научилась танцевать фламенко и почему русские женщины чувствуют себя несчастными.

– Марина, как проходит ваше лето?

– На месяц я уезжала в Европу, путешествовала по местным столицам. Для меня это лучший отдых. Сейчас я работаю над своим новым романом. Для многих русских женщин лето ассоциируется с садами, огородами и грядками. У меня вообще дачи нет. И никогда не будет. Я городской человек, мне не нужен загородный дом, я не хочу жить за городом – мне привычно находиться в каменном мешке. В нашей семье никогда не было дачи. Я выросла в Ленинграде, потом переехала в Москву и для меня норма – это каменные дома, огромное количество машин, метро, магазины. Я так живу всю жизнь, и мне так хорошо. Но зимой на месяц мы уезжаем с мужем и подругой в пансионат в Московской области. Жизнь, которую мы там ведем, подчинена строгому распорядку – подъем в 5.15, кофе, йога, бассейн, в 8.00 завтрак, потом прогулка пешком или на лыжах, затем спа-процедуры, обед, потом до ужина работа. Компьютер, принтер, все везется с собой, после ужина двухчасовая прогулка и сон. Все подчинено строгой дисциплине, я всегда живу по четкому распорядку дня.

– В одном из интервью вы рассказывали о том, что в Европе женщины старше 40 лет выглядят гораздо более здоровыми, молодыми и счастливыми, чем наши соотечественницы. Как вы думаете, почему это не удается русским женщинам?

– У нас часто встречаются женщины, которые делают ставку на свою красоту и молодость и пытаются найти себе богатого «папика». В нашей стране всегда культивировался лозунг: «Мир принадлежит молодым». Мало того, что это вредное заблуждение, так еще и неправда. Мир принадлежит тем, кому за 50 лет. Это они принимают решения, зарабатывают самые большие деньги, решают, как будут жить молодые. А культ молодости и красоты – чтобы у тебя была гладкая кожа и длинные ноги, грудь не меньше пятого размера, тогда ты себе подцепишь богатого «папика», который тебе все купит, можно не получать профессию, образование, можно вообще ничего не делать, только по салонам красоты и магазинам бегать – это очень опасное заблуждение. Из-за него женщины, которые старше 30, начинают видеть в себе первые признаки увядания и приходят в ужас. ни думают, что больше никому не нужны, у них не будет партнера ни романтического, ни семейного, ни сексуального. В Европе нет культа молодости и красоты. Там женщины прекрасно понимают, что они и в 50, и в 60 лет интересны мужчинам. Европейские мужчины не влюбляются в молоденьких девушек – им такие не нужны. Когда я путешествовала по Европе, я видела множество пар, где пожилые люди, всю жизнь прожившие вместе, ходят по дорожкам за руку. Но есть и другие пары, где женщина в возрасте идет за ручку с мужчиной моложе ее лет на 15. Видно, что они не в браке, и он смотрит на нее влюбленными глазами – это сплошь и рядом. У нас таких пар просто нет. Во всем виновата пропаганда молодости.

– Я читала, что вы считаете, что после 50 лет не стоит выходить на пенсию. С чем связана эта точка зрения?

– В 50 лет жизнь только начинается. Вы только стали настоящим профессионалом, тем более если вы работаете в одной профессии 25 - 30 лет. Вы набрали достаточно жизненной мудрости, чтобы не делать ошибок в человеческих отношениях, и со здоровьем у вас еще все нормально, если вы хотя бы немного за ним следили. Это молодежь в 25 лет не может нормально работать, потому что у них масса интересов, им хочется ночью потусоваться в клубе, у них любовь и эмоциональные переживания. Из молодежи работники никакие. А вот люди после 50 – самая продуктивная часть общества.

– Ваш новый роман «Ангелы на льду не выживают» связан с миром фигурного катания. Почему вы решили обратиться к теме спорта?

– Я не спортивный человек и даже на коньках никогда не стояла. Просто однажды мне попала в руки книга фигуристки Ирины Родниной «Слеза чемпионки». В ней описана ситуация, когда спортсмены едут на соревнования, зная, что они не получат первое или второе место. В книге рассказывается, как продают победу в спортивных состязаниях. Эта история меня кольнула в сердце, я подумала, как же психологически тяжело и некомфортно спортсменам, которые едут за поражением. Мне стало больно за них и я решила об этом написать. Название книги «Ангелы на льду не выживают» – это цитата из статьи спортивного журналиста Артура Вернера о Татьяне Анатольевне Тарасовой.

– О каких спортивных тайнах вы узнали?

– Прочитайте книгу и вы сами узнаете. Но о скабрезностях, сексуальных связях возрастных женщин-тренеров и молодых мальчиков-спортсменов я не рассказываю. Вопрос о романтических отношениях между мужчинами-тренерами и девушками из пар спортивных или танцевальных – да. Это там есть. А наоборот – нет.

– 2015 год в России объявлен Годом литературы. Как вы считаете, должна ли литература учить людей здоровому образу жизни и отказу от вредных привычек?

– Литература – это вид искусства, а искусство существует не для того, чтобы воспитывать. Есть авторы, которые путем музыки, театральных постановок, живописи, прозы или поэзии имеют намерение чему-то научить, что-то воспитать. Есть авторы, которые ставят перед собой другие задачи, не менее важные. Например, развлекать и отвлекать. Благодаря наследию советской идеологии, задачи развлечения считаются совершенно ненужными. Хотя развлечение необходимо человеку для того, чтобы его мозг мог нормально функционировать. Если человек не будет отвлекаться, его мышление очень быстро зайдет в тупик, и он не сможет работать эффективно. Искусство – это часть сферы развлечения, которая помогает человеку «разгрузить» свой мозг, отвлечься.

– Уже не раз поднимался вопрос о запрете пропаганды курения в литературе. Ваши персонажи часто курят. Зачем вы делаете их курящими?

– Я сама курю. Я не пишу сказки. Если бы я писала сказки, то, конечно, у меня бы все персонажи, работающие в Уголовном розыске, были бы не пьющими, не курящими и не изменяющими женам. При советской власти только такие книжки и разрешали писать. Поскольку сейчас у нас есть возможность писать нормальные книги, которые описывают реальную жизнь, то глупо писать, что никто не пьет и не курит. У меня и так Каменская не пьет, но она курит. Ее коллеги – мужчины, они выпивают и иногда напиваются. Такова жизнь. Если я пишу о сообществе людей, которые работают в полиции, то я не имею права делать вид, что они какие-то другие. Я не формирую общественное мнение о полиции, я просто пишу правду.

– У вас бывает писательский ступор, когда нет вдохновения?

– Гораздо чаще у меня бывает писательский ступор, чем вдохновение. Для любого человека, который пытается что-то создать, это нормально. Сегодня кураж есть, мысль идет, фантазия работает, завтра – не работает. Когда вдохновения нет, нужно отвлечься на один-два дня. Если не помогло и мысль не заработала, то нужно садиться и начинать читать книгу сначала, пытаться как-то себя простимулировать.

– Как вы предпочитаете отдыхать?

– Я люблю читать, слушать музыку, смотреть кино, общаться с мужем. Люблю ходить в театр. Когда у меня случается «писательский ступор», я сажусь за чтение. Я в первую очередь читатель и в последнюю – писатель. Когда читаешь, бывает так, что какая-то чужая мысль в книге дает толчок к тому, чтобы появилась своя мысль.

– Вы занимаетесь танцами, фламенко....

– Из-за спины врачи запретили мне заниматься танцами. Я ходила на фламенко для того, чтобы развивать мозги. В этом танце очень сложная ритмика, нужно координировать ритм рук с ритмом ног. То есть в одно и тоже время выполнить шесть движений руками, но четыре движения ногами, и наоборот. Эта сложная координация хорошо развивает мозг. Я занималась фламенко два-три года, но потом у меня появились проблемы со спиной.

– Несколько лет назад вы похудели на 23 кг. Как вам это удалось?

– У меня всю жизнь был лишний вес, так что желание похудеть было у меня всегда. Я перепробовала множество таблеток, БАДов (биологически активные добавки. – Прим. ред). Но ничего не помогало. Здоровое питание, ничего сладкого, мучного, жареного, соленого – вот в чем секрет. Я похудела, но удержать вес я не смогла, потому что начала нарушать правила питания. Я – сладкоежка, безобразница и безвольный человек. После того как я достигла потрясающего результата и низкого веса, доктор мне сказал, что еще пара скинутых кило, и начнется анорексия. Я решила, что могу себе наконец-то позволить плюшечку. И все... После того как я позволила себе первую плюшечку, я позволила вторую, третью и в итоге снова набрала вес.

– В вашей жизни было состояние стресса, депрессии? Что помогаем вам справляться с плохим настроением?

– Я периодически надолго впадаю в плохое настроение. Первый раз у меня депрессия длилась полтора года, второй раз – два года. Из депрессии помогает выйти только сила воли: когда я, наконец, принимаю решение, что больше не могу это терпеть. С депрессией может справиться только сам человек. Естественно, психологическая поддержка моего мужа и моей близкой подруги мне помогали. Но главное – это я сама. В какой-то момент я говорю себе, что «надо взять хвост и войти в клетку», надо сесть и написать первую фразу, и все нормализуется. В состоянии депрессии я вообще не могу писать. Но как только я заставляю себя начать писать, депрессия проходит мгновенно. Как только ты начинаешь что-то делать, ты видишь реальное движение: вчера было пять фраз, сегодня уже страница, завтра – две страницы… Состояние депрессии заканчивается, и начинается состояние работы.

– Каким будет ваш следующий роман?

– Я не знаю. У меня внеплановое производство: я никогда не ищу тему специально. Учитель всегда приходит, когда ученик готов. Тема придет сама. Я просто жду момента, когда что-то меня «ударит» в сердце, и я пойму, что хочу написать об этом.

Поделиться