«Андрею Рублеву» - 55! Жители Голицына вспомнили, как прошел первый показ фильма Тарковского

Культура и спорт
Сергей Хакимов/Подмосковье Сегодня

Фото: [Сергей Хакимов/Подмосковье Сегодня]

В этом году легендарному фильму Андрея Тарковского «Андрей Рублев» исполняется 55 лет. Первый неофициальный показ ленты, ставшей классикой мирового кинематографа, состоялся в поселке Голицыно Одинцовского городского округа, где жил его отец, поэт и переводчик Арсений Тарковский. По воспоминаниям очевидцев «Подмосковье сегодня» восстанавливает хронику премьерного показа «Андрея Рублева».

ПРЕМЬЕРА В «ОКТЯБРЕ»

Кинотеатр «Октябрь» был построен к 50-летнему юбилею Октябрьской революции, который страна отмечала в 1967 году. Именно в его стенах зрители поселка Голицыно впервые увидели фильм «Андрей Рублев». Сегодня в кинотеатре располагается одноименный культурно-досуговый центр.

– Там, где сейчас переодевалка, раньше была касса. Билет на детские сеансы стоил 10 коп. и 35–45 коп. на вечерние для взрослых, – вспоминает житель Голицына Александр Лычагин. – Вся культурная жизнь крутилась тогда вокруг этого кинотеатра. Кресла были деревянные из крашеной фанеры. Фойе украшали фотографии советских киноартистов.

Камерный зал на 156 посадочных мест в «Октябре» и сегодня сохранился. Вот только кресла в нем не деревянные, а мягкие и удобные. А в фойе вместо черно-белых кинопостеров детские рисунки.

– Афиши к фильмам висели прямо на перекрестке возле нашей 3-й Голицынской школы, бывшей 128-й железнодорожной. Туда вставлялись две доски, на которых художник красками писал текст, – говорит Лычагин. – Вот только про афишу к «Андрею Рублеву» я не помню, потому что на момент показа мне был всего один год. Зато мой старший брат Иван рассказывал, как смотрел «Зеркало» Тарковского, премьера которого в 1975 году проходила тоже в Голицыне. Фурора на советских жителей артхаусная лента тогда не произвела, зрители уходили с сеанса.

Доска для объявлений все так же стоит на перекрестке возле школы. Только увешана она больше предложениями интимных услуг и объявлениями о пропаже домашних любимцев.

После окончания съемок «Андрей Рублев» долгое время не выходил на экраны. И режиссер приехал в Голицыно, чтобы показать картину своему отцу.

– Отца Андрей Тарковский боготворил, и все основные жизненные вехи, включая и первые творческие успехи, приводили его сюда, на порог отцовского дома в Голицыне, – рассказывает краевед, ведущая странички «Старое Голицыно» Мария Лобанова.

На подмосковную премьеру, которая, по воспоминаниям очевидцев, была бесплатной, могли прийти все желающие.

– В то время я была студенткой. Проживала на улице Советской в Голицыне, – рассказывает Ирен Герман. – Моя подруга узнала о просмотре и пригласила составить ей компанию. Помню, что фильм на тот момент мне показался довольно смелым, если учитывать нравы, которые тогда царили в нашей стране. Показ проходил летом или осенью. На большом экране в Москве этого фильма до Голицына не показывали, мы проверили. Режиссера и артистов на просмотре не было.

ДОМ С МАНСАРДОЙ

В советские времена вся жизнь Голицына крутилась вокруг Дома творчества писателей. В нескольких комнатах этого литературного пансионата селились мастера слова. Некоторым из них комнат не хватало, и они снимали дачи неподалеку. Так, например, на целых 20 лет в Голицыно «эмигрировал» Арсений Тарковский. Ранее, в 1930-х годах, по соседству с ним в конце Пролетарского проспекта жил Аркадий Гайдар.

От деревянной дачи автора «Чука и Гека», «Тимура и его команды» сейчас остались рожки да ножки. О том, что здесь жил писатель Гайдар, говорит только робкая табличка на дереве. В доме нет ни дверей, ни окон, внутри – склад забытых вещей: перетянутая бечевкой макулатура, поломанные детские игрушки, старая мебель.

Вдоль Пролетарского проспекта стоят высокие, макушками царапающие небо, сосны. Краевед Мария Лобанова рассказывает легенду, что первые тимуровцы появились именно в Голицыне. Они и высаживали эти деревья по заветам писателя.

Дом Арсения Тарковского стоит на своем законном месте, как и много лет назад. Он одноэтажный, с мансардой и балконом. На фасаде мемориальная табличка, которую не так-то легко заметить через забор. Живет в доме внук Татьяны Озерской – третьей супруги Арсения Тарковского. Его зовут Дмитрий.

– Дом Тарковских был большой и красивый, с высоким забором. Мы с мамой и сестрой снимали дачу на той же улице, – вспоминает журналистка Мария Слоним, внучка знаменитой писательницы Айви Лоу. – У них часто бывали шумные вечеринки, на которых собиралась молодежь. Нас с сестрой, конечно, не звали. Но попасть в эту атмосферу очень хотелось.