Черный фрак, палочка и классика нон-стоп – развеиваем мифы о дирижерах
Любой оркестр – организм сложный, и, если вы внимательно понаблюдаете за ним, у вас возникнет много вопросов. Чтобы вы не отвлекались от основного действа, дирижер Государственного ансамбля русской музыки и танца «Садко» Московской областной филармонии Денис Забавский рассказывает о стереотипах своей профессии и развенчивает мифы.
ОРКЕСТР НЕ СМОЖЕТ СЫГРАТЬ БЕЗ ДИРИЖЕРА – ДА
Без дирижера ничего не начнется и не произойдет.
– Он обеспечивает полную координацию в коллективе, – говорит Денис Забавский, – следит, чтобы все играли вместе. Группа контрабасов, например, вообще плохо слышит скрипки. Это особое физическое свойство звука – пока он долетит до другой части сцены, пройдет некоторое время и в звучании музыки будет разлад. Исправит это только дирижер.
Но случаи, когда оркестр обходился без него, в истории все-таки были.
– Если оркестр небольшой и уже долго играет одну программу, возможно обойтись без дирижера, – говорит Денис, – но это скорее исключение из правил.
ДИРИЖЕРЫ ВСЕГДА НОСЯТ СТРОГИЙ ЧЕРНЫЙ ФРАК – ДА/НЕТ
– Черный фрак – это дань традиции, – говорит Денис Забавский. – Так уж повелось. Вечером на торжественные мероприятия дирижер надевает фрак, на дневной концерт, как правило, смокинг. Но сейчас есть дирижеры, которые работают просто в черных рубашках. Лично я всегда дирижирую во фраке, хотя у нас и русский народный коллектив.
ДИРИЖЕРСКАЯ ПАЛОЧКА ОБЯЗАТЕЛЬНА – НЕТ
Нужные жесты, конечно, дирижер может показать и без палочки. Дирижер руками устанавливает контакт между артистами и показывает, что надо делать: играть вместе, тише или громче, энергичнее, веселее, спокойнее.
– Но если залы большие, то палочка очень выручает, – говорит специалист. – Рукой просто сложнее показывать.
ЕСЛИ ДИРИЖЕР МАЛО ЖЕСТИКУЛИРУЕТ, ОН ПЛОХО РАБОТАЕТ – НЕТ
Одни дирижеры на сцене стоят спокойно, другие активно жестикулируют и машут руками, будто танцуя, а некоторые могут лениво водить одним пальчиком, а другой рукой перелистывать партитуру.
– Это никак не влияет на качество исполняемой музыки. Бывает, что маститый дирижер не делает больших размашистых движений, все у него скупо и точно, но оркестр играет мощно, – говорит Забавский.
ДИРИЖЕР ЖМЕТ НА СЦЕНЕ РУКУ ТОЛЬКО ПЕРВОЙ СКРИПКЕ – НЕТ
Первая скрипка – это, как правило, концертмейстер оркестра, второе лицо после дирижера, поэтому они обязательно жмут друг другу руки.
– Это дань традиции, – объясняет дирижер. – Концертмейстер первый выходит на сцену, проверяет строй оркестра, ведет репетиции. Если дирижер теряется, то все играют по первой скрипке. Но жать руку дирижер еще может солисту, который играет значительную партию, может вызвать флейтиста или кого-нибудь другого в знак того, что он удачно сыграл.
ВСЕ ДИРИЖЕРЫ ХОРОШО ВОДЯТ АВТО – НЕТ
Подтверждать эту гипотезу Денис не спешит, но отмечает, что предпосылки к этому у профессионалов есть.
– Дирижер смотрит в партитуру, следит за оркестром, перед ним большой информационный охват, – говорит Денис. – Он видит, что делает каждый, понимает, кто, где и когда вступает. Координация всегда в повышенном тонусе – и да, за рулем ему проще сконцентрироваться. Но не думаю, что все дирижеры водят хорошо машину. Хотя я вожу хорошо (у лыбается).
ДИРИЖЕР НЕ МОЖЕТ НАСЛАДИТЬСЯ ИГРОЙ ОРКЕСТРА, КАК СЛУШАТЕЛЬ В ЗАЛЕ – ДА
– У всех музыкантов общая беда – когда ты приходишь на концерт оркестра или ансамбля, то часто ловишь себя на мысли, что не слушаешь музыку, а оцениваешь исполнение, думаешь, как бы ты сыграл это произведение, это мешает, – говорит Денис Забавский. – Ты пришел слушателем, но профессиональная привычка дает о себе знать.
ДИРИЖЕРЫ НЕ СЛУШАЮТ ПОПСУ И ОЛЬГУ БУЗОВУ – НЕТ
Казалось бы, у дирижеров исключительный слух, и они слушают только классику.
– Классическая оркестровая музыка – это вершина музыкального действа, в ней огромное количество красок и смыслов, – говорит Забавский. – Но я могу послушать джаз и даже популярную музыку. Дело в том, что я также руковожу и студенческими оркестрами – я часто спрашиваю, что бы они хотели сыграть, они меня и просвещают, ставят популярную молодежную музыку. Полгода назад вот поставили мне Ольгу Бузову. Так что я в курсе, чем живет молодежь (улыбается).