Читеры, мат и «дед из Рязани»: рассказываем дикие истории из мира шахмат от подмосковной девушки-арбитра

Культура и спорт

В Уфе стартовали мужской и женский Суперфиналы чемпионата России. На крутизне этого события подробно останавливаться не будем, из названия это и так понятно. Лучше в честь столь значимого события познакомим вас с шахматным арбитром из Химок Анной Мальцевской. Ей всего 17 лет, а она уже судила Высшую лигу и командный чемпионат России. Вы навсегда разубедитесь в том, что шахматисты – сплошь джентльмены и интеллигенция.

МАТ – САМОЕ БЕЗОБИДНОЕ

Анна Мальцевская судит с 12 лет. Начинала она с детских турниров, а сейчас уже собирается получить международную лицензию судьи FIDE. Но профессионализм ей помогает далеко не всегда.

– На меня как-то прямо матом ругались люди, потому что я засчитывала им поражения за два невозможных хода, – рассказывает о своих буднях Мальцевская. – Классика – это когда после партий проигравшие орут, бьют кулаками по стене, рвут бланки для записей партии и даже швыряют фигуры. Бывало, что в зал проносили алкоголь.

Казалось бы, шахматы до безобразия регламентированы. Что может пойти не так? Но поводы всегда находятся, причем часто абсурдные.

ТУАЛЕТ, ТЕЛЕФОН И КОНФУЗ

Популярный способ читерства – использование телефона в туалете. Заходишь в специальное приложение, делаешь ход на доске, а компьютер показывает, как тебе правильно на него ответить. Подмосковная судья как-то с коллегами нашла в туалете заранее оставленный мобильный. Началась увлекательная охота за его владельцем из засады. Хозяин телефона оказался хит­рым: сперва делал вид, что идет в другую кабинку. Но по итогу он себя все-таки выдал.

– Еще была девочка, которая очень неловко прятала свой телефон, – вспоминает Анна. – Она его положила на стул и села на него. За это я засчитала ей поражение. Более того, когда она выходила из зала, он еще и зазвонил.

Было и такое, что коллеги химкинского арбитра ловили шахматиста, который делал ставки на свое поражение и, конечно, специально сливал партии.

«МОЙ РЕБЕНОК ВСЕГДА ПРАВ»

Отдельный адский котел для судей – это детские соревнования.

– Ситуация: ребенок касается одной фигуры, но делает ход другой – так по правилам нельзя, – рассказывает Анна Мальцевская. – Соперник подзывает судей, но виновник все отрицает, плачет и не может нормально показать, что он делал. Мы в таких случаях руководствуемся презумпцией невиновности, но после партии всегда начинают скандалить родители. Бывают фразы из серии «мой ребенок всегда прав». Бабушка одного из детей мне как-то сказала, что я своим решением испортила ему карьеру!

ВЫ НЕ ПОВЕРИТЕ

В кругах шахматистов гуляют истории про «деда из Рязани» – его имени по этическим соображениям Анна Мальцевская не называет. На одном из турниров ему противостоял ребенок, который в ходе продолжительной партии одержал победу. Дедушке такой исход показался унизительным, и он обратился к судьям с просьбой дисквалифицировать соперника за... домогательства. По словам «деда из Рязани», ребенок во время партии трогал его ногой по ноге и мешал сосредоточиться на игре. История стала популярной, поскольку дед проворачивал этот трюк как минимум трижды в разных городах.