Дмитрий Бертман: «Клин станет главной гордостью Московской области»
Фото: [Владимир Трефилов/РИА Новости ]
Театр «Геликон-Опера» и его художественный руководитель Дмитрий Бертман – большие друзья Московской области и постоянные участники ее культурной жизни. Без выступлений коллектива уже невозможно представить ни фестиваль Чайковского в Клину, ни проект «Опера у стен монастыря», который недавно прошел в регионе. Мы пообщались с известным режиссером о подмосковной публике, перфомансах, будущем подростков и туристической привлекательности Клина.
– Дмитрий Александрович, вы уже много лет участвуете в оперном проекте в Подмосковье. Почему «Геликону» это интересно?
– Изначально подобный проект возник в Москве – с большим успехом в усадьбе Коломенское мы представили «Бориса Годунова» и получили огромное удовольствие. Потом появилась в Подмосковье «Русская опера у стен монастыря». Помните историю с оперой «Тангейзер» в Новосибирске, когда был конфликт театра и церкви? Тогда мы поняли, что нам надо делать все для того, чтобы подобного конфликта больше не было. И мы, и церковь занимаемся одним делом – душой человека. Мы начали проект в Коломне, выступали в Дмитрове, Серпухове. Это потрясающие исторические места. И когда там звучит музыка, возникает чудо. Когда летят птицы, заходит солнце – тоже чудо. Это невозможно сделать на сцене. Фестиваль развивается, он стал центральным событием не только Подмосковья, но и Москвы. Многие москвичи специально едут в область, чтобы услышать оперу. Мы это ценим.
– В этот раз в Дмитрове, Сергиевом Посаде и Серпухове звучал ваш уникальный «Евгений Онегин». Как вы выбираете произведения? Подстраиваетесь под зрителя, площадку?
– Мы играем репертуар нашего театра. Стараемся не повторяться и каждый раз удивлять публику. Играли и «Царскую невесту», и «Мазепу», и «Евгения Онегина». Надеюсь, когда-нибудь сделаем «Князя Игоря» и «Чародейку» и в целом сможем делать специальные постановки под областные площадки. Это сложнее, но это вопрос времени.
– Недавно нам в интервью Максим Дунаевский рассказывал о проекте областной филармонии «К вам едет опера!». Он не ожидал, что опера будет так популярна в регионе. А что вы скажете о готовности подмосковной публики к этому жанру?
– Я вообще считаю, что опера – самое популярное искусство. Если делать ее с открытым сердцем, то любой зритель получит удовольствие. Посмотрите, как прошел наш фестиваль. Сколько было тысяч зрителей, ни одного свободного места – все скандировали до самого конца. А ведь эта не та публика, что постоянно ездит в Ла Скала, Ковент-Гарден. Очень здорово, что к нам на спектакли и концерты приходят обычные зрители, а не только ценители!
– Вы один из основателей фестиваля Чайковского и входите в его оргкомитет. Есть планы, как будет дальше развиваться проект в Клину?
– Я полностью подчиняюсь художественному руководителю фестиваля Юрию Башмету. Я рад, что он приглашает наш театр, и мы постоянно работаем в Клину. Это большая привилегия, святое место и возможность для любого музыканта выступать рядом с домиком Чайковского!
– В России недавно стартовала программа «Пушкинская карта», в которой участвуют и многие учреждения культуры региона. В музее в Клину уже рассматривают возможность посвятить молодежи один день будущего фестиваля…
– «Пушкинская карта» – потрясающее начинание. Рассказал о ней зарубежным коллегам – они посмотрели на это с завистью. Речь не просто о карте входа в театр. Государство платит любому театру или музею за то, чтобы молодой человек или девушка пришли туда бесплатно. Выделены большие деньги. Это правильная история, это вложение в будущее страны.
– В этом году у фестиваля Чайковского была pre-partу – перфоманс «Геликон-Оперы» на Ленинградском вокзале. Это разовая акция?
– Было здорово, и, может, есть место традиции. Но я думаю, что каждый год мы можем придумывать что-то новое.
– Вы давно дружите с регионом, в прошлом году театр даже выступал на фестивале «Антоновские яблоки» с «Кофейной кантатой». Готовятся ли новые проекты при вашем участии?
– С Московской областью у нас складываются прекрасные отношения. Министр культуры Елена Харламова – невероятный человек. Она постоянно генерит идеи, все замечательно исполняет, она настроена на то, чтобы в регионе было не просто много культурных событий, а чтобы они были качественны и любимы зрителями. Так что с ней я пойду в любой поход!
– С театром вы побывали во многих местах Подмосковья. Какое из них вас больше привлекает с туристической точки зрения?
– Я считаю, что Клин – упущенная выгода государству. Этот город может легко стать музыкальной столицей России, местом культурного паломничества для всего мира. Я надеюсь, что тут появятся и концертный зал, и детская академия Чайковского. Если скорый поезд будет останавливаться в Клину, то 20 минут от Москвы – и ты в нашем «русском Зальцбурге». Я уверен, что когда-нибудь это произойдет и Клин станет главной гордостью Московской области.