Движение вверх: житель Долгопрудного в 81 год изучает Россию на воздушном шаре

Культура и спорт
Михаил Найдорф/facebook.com

Фото: [Михаил Найдорф/facebook.com]

Несколько дней назад Михаил Найдорф со своей командой вернулся с крупнейшего в нашей стране соревнования по воздухоплаванию «Кавказские Минеральные Воды – Жемчужина России». Из Железноводска в родной Долгопрудный аэронавт привез почетную награду – Кубок Минтуризма Ставропольского края. Корреспондент «Подмосковье сегодня» выяснил, как в 81 год оставаться позитивным и спортивным.

ВОЗДУШНЫЙ ШАР ВСЕГДА СО МНОЙ

Любимый тепловой аэростат «Профессор Данилов», который Михаил назвал в честь своего друга, бывшего члена экипажа, – не просто средство передвижения по воздуху, а незаменимый спутник на всех соревнованиях. Другие воздушные шары воздухоплаватель не признает. На протяжении десятилетий он покоряет небеса исключительно в своей плетеной корзинке под ярко-красным куполом. Найдорф признается: за столько лет аэростат стал ему близким другом, которого он изучил от и до.

– В какую бы точку России ни пришлось ехать, «Профессор Данилов» всегда со мной, – улыбается Михаил Найдорф. – Габариты у него, конечно, немаленькие, весит он более 300 кг, в самолет с таким багажом не пускают. Но это не проблема, у меня есть водительские права, и я всегда транспортирую шар на прицепе.

В этот раз Михаил преодолел 1600 км от Долгопрудного до Железноводска. Дорога далась ему легко, автомобиль он вел, чередуясь с членами своей команды. Когда воздухоплаватели добрались до места, первое, что сделали, – собрали воздушный шар. Дело не из легких, но перевозить его возможно только в разложенном виде.

ЛЕТИ И НАБИРАЙ БАЛЛЫ

Со стороны кажется, что победить в соревнованиях по воздухоплаванию легче легкого. Как бы не так! Пилот должен ловить и чувствовать попутный ветер, отлично ориентироваться в картах, четко руководить экипажем, понимать, где и когда надо набрать высоту или, наоборот, чуть снизиться. А еще аэронавты во время соревнований выполняют нелегкие задания, за которые командам начисляются баллы.

– В каких-то точках необходимо пролететь максимально низко к определенному объекту, – рассказывает Михаил. – Не менее сложно попасть по мишеням, которые находятся в воздухе. Это вереница расчетов, которые пилот быстро производит в своей голове.

Если воздухоплаватели выполняют задание идеально, то получают в свою копилку тысячу баллов. Потеряешь хотя бы один – подаришь соперникам шанс на победу. Однако набрать максимум очков за всю историю своих полетов Михаилу никогда не удавалось.

– Все продумано очень хитро, – продолжает Найдорф. – Если ты выложишься на полную в каком-то одном этапе, то получить столько же баллов за следующий невозможно. Допустим, вы зарабатываете заветную тысячу за блестящее снижение к какой-либо точке. За этим непременно последует набор высоты. Заставить аэростат резко взмыть ввысь не получится – все делается постепенно.

ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ

Чтобы принимать участие в воздухоплавательных соревнованиях и фестивалях, Михаилу Найдорфу приходится каждый год проходить обязательную медицинскую комиссию. Молодые пилоты делают это раз в пять лет. Естественно, 81-летний аэронавт о дне, когда врачи скажут ему нет, старается не думать. Но неизбежность этого он понимает и признает.

– Сейчас я обучаю своего преемника. Отчасти из-за этого мы не победили на фестивале в Железноводске. Любой хороший учитель не будет мешать своим ученикам расти и развиваться, поэтому в управление воздушным шаром я в этот раз не лез, а давал возможность принимать решение членам команды. Прекрасно понимаю, что однажды не смогу участвовать в соревнованиях, поэтому стараюсь передать другим свои знания.

Михаил считает, что возраст – это формальность. Человек становится старым, только когда перестает гореть любимым делом. Даже когда о фестивалях придется забыть, летать и учить других Найдорф не перестанет. Правда, делать это будет уже в другой обстановке – без конкурсных регламентов, спортивной суматохи и строгих судейских глаз.