Эксперт критикует эмблемы подмосковных клубов
Фото: [Максим Григорьев/ТАСС]
Все большее значение в нашей жизни приобретает дизайн. Это касается не только одежды, архитектуры или проектов жилья. Толковый производитель даже не станет торговать молоком без четкого понимания того, как будет выглядеть упаковка. Особая сфера – спортивный дизайн. Одного из самых успешных специалистов в этой отрасли зовут Михаил Антипин. Специально для «Подмосковье сегодня» арт-директор студии Quberten разобрал эмблемы подмосковных спортивных клубов. Забегая вперед, итоги для команд неутешительные.
НЕ ЛЕБЕДЕВЫМ ЕДИНЫМ
Познания о дизайне у большинства обывателей заканчиваются студией Артемия Лебедева. Между тем именно в спортивных проектах, как считает Михаил Антипин, эта компания долгое время допускала промахи.
− Им не хватало людей, которые поглощают спорт, смотрят его, − объясняет Антипин. – Потом у них появились такие сотрудники. Вспомните нынешний логотип Российской Премьер-лиги (РПЛ). На короткой дистанции мне не понравилось. Но для трансляций его видоизменили. Там он пришелся к месту.
При оценке дизайна, по мнению Михаила, нужно делать скидку на внутреннюю кухню студий. Всегда необходимо допускать, что изначально работа была классной, но компромиссы, согласования и обрезки ухудшили ее качество.
Студия Quberten, в которой работает Антипин, специализируется именно на спортивном дизайне. В 2014 году его работу над логотипом «Амура» отметили коллеги с сайта Sportslogos. Это первый случай, когда авторитетный североамериканский ресурс признал лучшей спортивной эмблемой неамериканское лого. Из последних проектов студии – новый логотип гандбольной Суперлиги, полный редизайн «Северстали» и рестайлинг «Йокерита».
БЕЗ СПОНТАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
Цвета и эмблема в спорте, по словам Антипина, отражают ценности, которые объединяют болельщиков. За них они готовы биться. Поэтому в хорошем логотипе не должно быть спонтанных элементов. Выбор цвета, любая точка должны быть обоснованы. Вдобавок дизайнер от спорта обязан понимать, куда движется индустрия в целом. В противном случае работа может оказаться достойной, но старомодной.
Отдельного упоминания заслуживает «вкусовщина». Самый яркий пример: три года назад британская Daily Mail упомянула логотип футбольного «Зенита» в рейтинге самых неудачных эмблем мира.
− Конечно, он не так плох, − уверяет Михаил. – «Зенит» − лидер не только на футбольном поле, но и в плане маркетинга и дизайна. Зачастую журналисты опираются лишь на свое субъективное мнение и обходятся без должной экспертизы. Такие подборки вызывают у людей интерес, но на практике они всегда необъективны.
Совсем другое дело, говорит Антипин, если бы их авторами были люди из индустрии. Пользуясь случаем, мы попросили Михаила оценить девять спортивных логотипов клубов из Московской области.
Сразу оговоримся: наше исследование не несет цели кого-то обидеть. Мы даже не составляем рейтинг. Это лишь взгляд специалиста. Возможно, кого-то из клубных руководителей приведенное мнение заставит задуматься о ребрендинге.
«Витязь» (Подольск)
Вид спорта: хоккей
− Логотип, разумеется, плох, − считает Антипин. − В нем много лишнего, и в современные реалии он не вписывается. Но «Витязь» − уже заматеревший и легендарный клуб. Его символы − не только хоккейные тафгаи, но и боксеры. Поэтому переделывать его глобально я бы не стал. Сделал бы какое-нибудь упрощение. Может, убрал бы ленты, но сохранил ценность эмблемы. Ее нужно дорабатывать эволюционно, но не революционно.
Также Михаил отметил, что лого «богатырей» стоит сделать менее «шумным» за счет отделки вокруг щита. Сам щит круглой формы вполне удовлетворяет дизайнера.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ...
В 2014 году «Витязь» организовал акцию для болельщиков. Фанатам предложили сделать тату любимой команды со скидкой. После такого пиара тысячу раз задумаешься, прежде чем решишься на изменение символики.
«Атланты» (Мытищи)
Вид спорта: хоккей
− Работа с алабаем очень качественная и грамотная. Она мне нравится − логотип для Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) в стиле «Болд». Если кратко, это непростая иллюстрация с объемом и тенями. В современном спортивном дизайне «Болд» уже отмирает. Но во времена его создания он смотрелся прикольно и для КХЛ был как глоток свежего воздуха. А вот логотип с неочеловеком уже связан с какой-то трансформацией. Его рисовал авторитетный заграничный дизайнер Фрейзер Дэвидсон. В этой работе, мне кажется, он дал слабину. Может быть, со стороны заказчика были какие-то условия.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ…
В 2015 году клуб КХЛ «Атлант» была официально расформирован. Сейчас в Мытищах существует только молодежная команда «Атланты».
«Химки» (Химки)
Вид спорта: баскетбол
– Здесь есть здравое зерно, но и много лишнего. У «Химок» есть отличный знак – баскетбольный мяч со стилизованной литерой «Х». Но я не знаю, почему они используют щит. Он должен быть чем-то обоснован, а у химчан нет никаких предпосылок его использовать. С ЦСКА понятно – армия, милитаризм, защита. К тому же у «Химок» использованы грязные цвета градиента, которые нужно делать чище. В целом, логотип требует совсем легкой переработки.
По словам Антипина, баскетбольные тенденции задает Северная Америка, а точнее – коммерчески успешная Национальная баскетбольная ассоциация (НБА). В ней серьезно работают над айдентикой и мерчем. Они и должны приносить деньги. Серьезный тренд последних лет в НБА − упрощение и переосмысление логотипов. За океаном отходят от сложных логотипов-маскотов в сторону минимализма. «Химкам», уверен Антипин, тоже стоит пойти по этому пути.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ...
Баскетбольные «Химки» свой логотип представили в августе 2016 года. Случилось это перед стартом юбилейного для клуба 20-го сезона. Желто-синие цвета остались неизменными.
«Торнадо» (Дмитров)
Вид спорта: хоккей
– Вот эти логотипы совсем плохи, без шансов, − отрезал Антипин. − Как первый, так и второй. Они абсолютно рандомные и спонтанные. Их как раз необходимо делать с нуля, опираясь на историю, достижения и айдентику клуба.
«ВВА-Подмосковье» (Монино)
Вид спорта: регби
Подмосковный город Монино с 1930-х годов ассоциируется исключительно с авиацией. Сам клуб появился на базе Военно-воздушной академии (ВВА) им. Ю.А. Гагарина. Ввиду этого на лого красуется истребитель с реактивным следом. Даже неспециалисты считают, что стилистика эмблемы по-советски прямолинейна. Чего уж говорить о профессионале.
− У регбистов есть перспектива, но логотип нужно однозначно переделать. Он очень слабый, − таков вердикт Антипина.
«Чеховские медведи» (Чехов)
Вид спорта: гандбол
− Этот логотип тоже лучше переделывать. Очень слабенько для столь легендарной команды. Обязательно надо поработать над айдентикой. А пока – очень «шумно», много лишних деталей. Нужно сделать качественную графику. То, что вижу, это какой-то рандомный стиль: ни анатомии, ни каких-то интересных графических решений. Шрифт тоже надо пересмотреть: этот совсем не про спорт и уже набил оскомину.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ…
С момента своего основания в 2001 году «Чеховские медведи» лишь слегка изменили лого в честь 10-летия. А надпись вокруг медведя появилась по рекомендации правительства Московской области.
«Долгопрудный» (Долгопрудный)
Вид спорта: футбол
Нынешний логотип команда получила в 2012 году в честь обретения профессионального статуса. Предыдущий знак выглядел довольно нелепо: к гербу города (плывущему лебедю) добавили мяч, а надписи вокруг были выполнены сомнительным шрифтом.
− Для современного логотипа эмблема сложновата. Ее не следует разрабатывать заново, нужно упростить.
«Звезда» (Звенигород)
Вид спорта: гандбол
Логотип «Звезды» Михаил называет лучшим из представленных и начинает смеяться. Дело в том, что разработала его студия Quberten. Эмблема, по оценке арт-директора, простая, нормально работает, а самое главное – спортивная.
– Обновленный логотип воплощает в себе всю суть клуба, – считает заместитель генерального директора «Звезды» Илья Родионов. – В графическом символе молнии читаются литеры «З» и «Z», первые буквы имени клуба и города Звенигорода. Сочетание всех элементов образуют семиконечную звезду − именно семь игроков находятся на гандбольной площадке. В дополнение к основному логотипу возможно использование золотой звезды сверху. Она является символом того, что «Звезда» в 2008 году побеждала в главном клубном турнире Европы – Лиге чемпионов ЕГФ.
Также Родионов отметил, что исторические красно-синие цвета «Звезды» сейчас довольно популярны. При прошлом соотношении в эмблеме они отсылали к ЦСКА. В новом логотипе решили сократить количество красного, а синий как основной цвет получил приглушенно-холодный оттенок, который поддерживается темно-синим.
«Химки» (Химки)
Вид спорта: футбол
Новая эмблема «Химок» появилась в 2006 году. С этим связана интересная история. Логотип химчан содержал футбольный мяч со звездными пятнами. Этот элемент официально зарегистрирован Союзом европейских футбольных ассоциаций (УЕФА). После переговоров клубу разрешили доиграть сезон со старой эмблемой. Уже после мир увидел логотип, который с небольшими изменениями существует уже больше 10 лет.
− В таком виде оставлять нельзя. Лучше, конечно, переработать. Необходимо глубже копнуть и, основываясь на этом логотипе, сделать все более качественно, – заканчивает Михаил.