Эксперт по лезгинке оценил плавность и грацию танца Захаровой
Фото: [Александр Погожев/ТАСС]
Официальный представитель МИД Мария Захарова, исполнившая лезгинку на молодежном форуме «Машук», обладает врожденной плавностью и грацией. Такое мнение высказал руководитель танцевального коллектива «Горец и горянка» Арман Варданян.
– Скажу, что Мария станцевала очень даже неплохо, − сказал 24-летний танцор из Мытищ. − Не знаю, посещала ли она занятия по лезгинке, но видно, что все главные черты горянки в танце сохраняет. Плавность и грация есть, что очень похвально!
По словам самой Захаровой, она никогда не обучалась лезгинке целенаправленно. Ей хватило нескольких уроков на форуме в секции по обучению кавказским танцам.
Что касается Варданяна, то он преподает лезгинку в Мытищах и Долгопрудном. Интерес к танцам народов Кавказа Арман проявлял все детство, но собственную студию открыл два года назад. В настоящий момент он обучает лезгинке 35 человек.
– Лезгинка – это танец души, – говорит Варданян. – Танцор должен показать на сцене огонь, который переполняет его изнутри. Практически все новички боятся ошибиться в движениях или начать не вовремя. Отсюда – серьезные лица. Моя задача – научить их двигаться синхронно, не забывая про эмоции.
На сцене парни должны предстать настойчивыми и величественными. Слышали, как во время лезгинки танцоры кричат слово «Асса!»? Дословного перевода нет, но оно обозначает тот самый душевный порыв. Выкрикивать его можно, когда захочется.
– Девушкам, танцующим лезгинку, такого не дозволено, – продолжает Варданян. – Они, наоборот, плавными движениями и легкой улыбкой олицетворяют грацию, женственность и целомудренность. Когда мужчина и женщина танцуют вместе, есть незыблемое правило: он не должен касаться платья, а она не имеет права смотреть ему в глаза. Такой танцевальный этикет – дань традициям.
Танцы в студии Арман ставит под классику. Современные композиторы, увы, не сочиняют музыку для лезгинки. На занятиях ученики Варданяна одеты в удобные футболки и спортивные штаны. Но на генеральных репетициях и на самих выступлениях они переодеваются в национальные костюмы.
– Девушки – в платьях, парни – в черкеске и папахах, – рассказывает Арман. – А иначе никак нельзя. Лезгинка – это культурный танец, без народных костюмов не обойтись.
Интернет полон роликов, на которых подвыпившие люди, пугая прохожих, танцуют лезгинку. Варданян убежден: такие танцевальные «па» искусством не назовешь. Эти умельцы обычно демонстрируют несколько движений. Хвастаться подобным, по мнению Армана, неуместно. Лезгинка – это про эстетику и достоинство.