Энтузиасты создали под Подольском музей обрядов и быта, посмотреть на который приезжают со всего мира
Фото: [Оксана Полякова]
В Подмосковье есть несколько музеев, рассказывающих о русском быте, костюмах и традициях. Но подольский, пожалуй, самый аутентичный: в нем нет витрин, длинных пояснительных текстов к экспонатам и строгих смотрителей, а каждый раритет можно потрогать и примерить. Чтобы узнать, что в русском музее делают викинги, корреспондент «Подмосковье сегодня» отправился в поселок радиоцентра «Романцево».
ТАМ, НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ…
Русский музей обрядов и быта найти непросто. Доехать лучше всего на электричке и выйти не в Подольске, а на станции Львовская. Оттуда до поселка Романцево ходит автобус. Приехав на место, сначала придется пройти через Дом культуры «Романцево», а там уже рукой подать до музея.
Экспозиция начинается с крестьянской избы. В ней есть все, что было необходимо русской семье: посуда, глиняная утварь, традиционная одежда. Это не пластиковые муляжи – каждый экспонат подарен жителями окрестных деревень, найден в бабушкином сундуке или выменян сотрудниками музея на рынках.
В гончарной студии представлены горшки на любой вкус и цвет, вазы, игрушки и даже глиняный череп. На мастер-классах гостям музея дают попробовать самим что-то вылепить и потом обжечь. Профессионалы охотно объясняют, почему после всех манипуляций глина становится звонкой.
Потом посетителей отводят к дереву, которое будто из-под пола растет в гончарной мастерской, и рассказывают о том, что можно прочитать между строк в русских сказках, говорят о суевериях и об обрядах, популярных на Руси.
СКАЗОЧНЫЕ АПАРТАМЕНТЫ
Самое интересное начинается, когда сотрудники музея проводят праздники. Попасть на них – большая удача.
– Людей тянет к историческим корням, – говорит директор музея Михаил Арзамарцев. – Наевшись массовой культурой, они приходят к нам, чтобы узнать, как жили их предки.
Около 10 лет назад Михаил продал квартиру и участок, чтобы создать Русский музей обрядов и быта.
– К нам приезжают гости из Франции, Португалии, – продолжает Арзамарцев. – До карантина была семья из Италии, которую очень впечатлил глиняный мастер-класс.
Во дворе музея есть сеновал, телега и колодец. На заборах сушатся глиняные горшки, а по территории то и дело пробегают местные кошки. Единственный необжитый дом, в который пока не водят посетителей, скоро отдадут… Бабе-яге. Этот сказочный персонаж, по мнению Михаила, заслуживает собственной жилплощади. В доме Яги будут зелья, снадобья, травы, жучки-паучки и другие атрибуты, раскрывающие характер хозяйки дома – вовсе не такой злой, как в сказках.
КАК КУЗНЕЦ СТАЛ ВИКИНГОМ
Бывший амбар директор музея отдал клубу военно-исторической реконструкции «Доброволец», который обустроил его под дружинный дом викингов. Внутри как в павильоне фильма про скандинавских мореходов: кольчуги, шлемы, мечи, топоры. Стены украшают массивные щиты и два коровьих черепа. Владеет всем этим богатством бородатый кузнец Флинт (Сергей Старцев). Он и без кольчуги и шлема выглядит как богатырь, а в боевой амуниции с мечом или топором к нему даже страшно подойти.
Сергей и сам не помнит, когда в его жизнь пришла историческая реконструкция. Получив профессию повара, а затем каменщика-спайщика, он освоил кузнечное дело.
– Хотел воссоздавать оружие по образцам других эпох, – признается он.
Свой первый и самый дорогой меч Сергей делал около года.
– Вот он, – кузнец снимает меч со стены. – Я старался воссоздать находку VII века, которую обнаружили в Англии. Работал по археологическим публикациям, повторяя размеры, узор и рукоятку, которая была сделана из дерева и рогов оленя.
Члены «Добровольца» выезжают на всероссийские и международные фестивали исторической реконструкции, участвуют в сражениях. Показательные бои посетители музея могут увидеть на поляне у амбара.