Художница изобразила на полотнах Клин спустя 100 лет после своего именитого коллеги
Фото: [klinmuseum/instagram.com]
В клинском выставочном зале им. Ю.В. Карапаева открылась выставка «Пастель через столетие». В экспозиции собраны работы двух художников-пастелистов, изобразивших Клин и Крым с разницей в сто лет. Владимир Клопов написал свои картины в 20-х – начале 30-х годов XX века, а Натали Михайлюк – наша современница. Рассказываем о выставке, технике пастели, которую так редко выбирают современные художники, и почему свои работы Натали пишет пальцами.
МАСТЕРАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ
Работы Владимира Клопова предоставил на выставку клинский краеведческий музей. Несколько его картин также хранятся в Доме-музее П.И. Чайковского. Клопов был художником-самоучкой, любовь к краскам пришла к нему после 30 лет. В Клин приехал из Ленинграда после революции. И здесь, вдохновившись подмосковными пейзажами, написал одни из своих лучших пастельных пейзажей. Натали Михайлюк тоже не родилась с кисточкой в руках. Большую часть жизни она проработала в международном бизнесе и картины начала писать уже в зрелом возрасте.
– Только пастель позволяет передать мельчайшие оттенки света и цвета, делая работу воздушной и легкой, – говорит Михайлюк. – К тому же я тактильный человек и все свои работы пишу пальцами, нанося легкие мазки мелками. Я верю в то, что через свои картины я передаю энергетику спокойствия и восторга.
Мировое признание и недопонимание современников также роднят Клопова и Михайлюк. После путешествия по Норвегии в начале ХХ века и выставки в Голландии Владимира Клопова признало международное художественное сообщество. Натали является членом Союза художников Невады (Калифорния), многие ее работы хранятся в частных коллекциях по всему миру.
– К сожалению, мы с Владимиром Клоповым больше известны на Западе, чем у себя на родной земле, – признается Михайлюк. – Возможно, это из-за материала – пастель до сих пор недооценена в России.
ЕДЕМ-ЕДЕМ НА ВЕЛОСИПЕДЕ
На выставке в Клину представлено десять работ Клопова с клинскими и крымскими пейзажами и 63 картины Михайлюк с похожими сюжетами и такой же географией. Для этого проекта Натали даже специально отправилась по стопам своего предшественника в Крым, чтобы написать этюды. Посетители смогут сравнить и найти общий характер, почувствовать атмосферу двух мастеров, творивших с разницей в сто лет.
На выставке в фотозоне воссоздана атмосфера пленэра. Тут этюдник с набросками, разноцветные мелки, деревянный столик, корзина с яблоками и даже старинный велосипед передают процесс, в котором работала Натали этим летом.
– На пленэры я выезжала именно на этом ретровелосипеде, – поясняет художница. – Благодаря ему я открыла для себя удивительные клинские пейзажи.
Работать порой приходилось даже в боевых условиях.
– Картина «Кладовая солнца» писалась в июле, когда стояла дикая жара и появилось огромное количество оводов, – рассказывает Натали. – Я приехала на пленэр вечером, чтобы успеть до захода солнца. Но когда оказалась у нужного места, меня облепили оводы. Этюд я написала всего за 15 минут.
До конца 2021 года выставку еще можно увидеть в клинском выставочном зале. А в следующем году познакомиться с ней смогут жители других подмосковных городов. Планируется, что «Пастель через столетие» покажут в Дмитрове, Истре, Лобне и Химках.
на заметку
Обязательное условие посещения музея – наличие QR-кода и защитной маски