И на пиле игрец: оркестр Московской областной филармонии «Русские узоры» отмечает 50-летие

Культура и спорт
Кирилл Искольдский/Подмосковье Сегодня

Фото: [Кирилл Искольдский/Подмосковье Сегодня]

Солисты «Русских узоров» не только виртуозно владеют своими инструментами. Отложив балалайку, домру или баян, каждый из них может достать из закромов какую-нибудь жалейку и исполнить на ней все: от народной «Во поле береза стояла» до джазовых импровизаций или тяжелого рока. Репертуар «Узоров» похож на аккуратно сотканное кружево, в которое вплелись театр, песни и танцы. В канун 50-летнего юбилея корреспондент «Подмосковье сегодня» побывал на репетиции одного из самых известных оркестров региона.

ДИРИЖЕРСКИЙ КАРАНДАШ

Какофония при настройке оркестра, когда каждый из 20 музыкантов настраивает свой инструмент, постепенно заполняет все пространство небольшого репетиционного зала. Тоненько пищат домры, гусли будто скребутся по стеклу, грохочут басы и ударные. Но как только перед оркестром появляется дирижер, наступает тишина. Илья Рейбарх взмахивает остро заточенным карандашом, и музыканты начинают играть «Венгерский танец» Брамса.

Уникальный оркестр русских народных инструментов, где каждый сам себе солист, 50 лет назад собрал народный артист РСФСР Владимир Зозуля. Подбирая исполнителей, он предупреждал подопечных, что освоить им придется редкие, а порой и давно забытые инструменты. Кто бы мог подумать, что жалейки, рубель (деревянная доска для глажки белья. – Прим. ред.), свирели и трещотки не только добавят новую краску в выступления коллектива, но и спустя полвека будут приводить публику в восторг.

Один из старейших музыкантов «Русских узоров» – 73-летний Валерий Сочейкин. Он отлично помнит, как пришел в коллектив в 1970 году и как волновался на первом выступлении в Волоколамске 4 декабря. Впрочем, легкий мандраж перед концертом у бас-балалаечника сохранился до сих пор.

– Годы идут, а волнение не уходит. Но оно мне и не мешает, – признается Сочейкин, который за 50 лет работы в «Узорах» отыграл несколько тысяч концертов. – Первое время считал выступления и гастроли. Потом бросил. Раньше у нас была норма – 15 концертов в месяц. Сейчас их количество сократилось почти в два раза.

ТОПОРНЫЙ МОТИВ

Еще 10 дней назад домристка Юля Сыскова красовалась с розовыми волосами, но сегодня ее виски гладко выбриты, а голову украшает фиолетовый ирокез. Юля сидит в первой линии оркестра и продолжает солировать на домре.

– А что делать, если душа яркая? – разводит она руками. – На концертах волосы все равно из-под кокошника не видно. Несколько раз, когда выступали не в народных, а в классических костюмах и без головного убора, я надевала парик.

«Русские узоры» всегда были лабораторией творческих экспериментов. Так, в начале 2000-х они были первым народным коллективом, который попробовал играть рок-музыку. Поэтому любовь Юли к смене образов не кажется чем-то удивительным. Зато шокирующими кажутся ее навыки игры на пиле, гвоздодерах и топорах.

– Музыкальные топоры собирал еще наш основатель Владимир Зозуля, – говорит Юля. – Русские люди играли на всем, что под руку попадется: и на прищепках, и на рубеле, и на ухвате, и на металлических ложках. Музыку может издавать любой предмет, главное – уметь слышать и играть ее.

ДЖАЗ, РОК И ПУШНОЙ

Владимир Зозуля оставался художественным руководителем оркестра до 2017 года, а 39-летний Илья Рейбарх встал за дирижерский пульт всего два года назад. Молодой маэстро быстро нашел общий язык с коллективом, разнообразив его репертуар.

– Товарищи и товарки, переобуваемся (меняем инструменты. – Прим. ред.) на лету и повторяем с пятой цифры, – дает команду Рейбарх и делает несколько пометок в нотах своим дирижерским карандашом.

Оркестр лихо заиграл джазовую фантазию Дениса Забавского на тему песни «На речке, реченьке». Синкопы, ломаные ритмы от домр и гуслей слышать непривычно – народники справляются не хуже профессионального джаз-банда.

– Новые жанры, которые попадают в оркестр русских народных инструментов, не выбивают из-под нас нашу фольклорную основу, а, наоборот, бесконечно расширяют наши возможности общения со зрителем, – уверен дирижер.

Маэстро за любой кипиш и эксперименты, в том числе и совместное выступление с Александром Пушным.

– Могло бы получиться любопытно, – мечтательно замечает Рейбарх.