Историк моды Александр Васильев предоставил костюмы для выставки в Звенигороде

Культура и спорт
zvenmuseum/instagram.com

Фото: [zvenmuseum/instagram.com]

Она есть практически у каждой женщины – шкатулка, где хранятся любимые украшения. Там есть и драгоценности, а есть – нарядная и недорогая бижутерия. В Звенигородском историко-архитектурном и художественном музее открылась, наверное, «самая женская» экспозиция «Не золото, а блестит» из собрания коллекционера Елены Юровой. Некоторые экспонаты предоставил известный телеведущий, историк моды Александр Васильев.

ОТ БАРАХОЛКИ ДО МУЗЕЯ

«Что такое русские бусы?» – спросил один иностранец более 20 лет назад у Елены. С этого вопроса и началась история единственного в России собрания бижутерии, в котором более 800 предметов от XX века до наших дней. Свои первые бусы Юрова помнит хорошо – короткие, из чешского стекла. Она случайно увидела их на станции Лианозово и не смогла пройти мимо. Большая часть коллекции и была найдена ею на барахолках и блошиных рынках.

– Там могут сказать, когда украшение было куплено, кто носил, какой замочек, на что бусы нанизаны. А это очень важно, – говорит она.

Юрова уже выпустила несколько книг о бижутерии. Одна из них оказалась в руках директора Звенигородского музея. Так родилась идея выставки, которую поддержал Александр Васильев. Он дал ей яркое название и предоставил к ней платья, туфли и сумочки.

– Много лет наша семья дружна с семьей Юровых. Нас объединяет соседство, страсть к старине и желание сделать современный мир лучше и интереснее, – говорит Александр. – Поэтому я с радостью принял предложение поучаствовать в этой великолепной выставке несколькими экспонатами из коллекции моего фонда.

БУСЫ ИЗ ХЛЕБА

На выставке в Звенигороде более 450 украшений. Бусы, браслеты, камеи, медальоны, колье, броши, серьги. Кроме популярных образцов из стекла и бисера, можно увидеть броши, сделанные в 60-х годах методом горячей эмали, украшения из кости и в технике народных промыслов, включая Федоскино. Среди редких экземпляров – камея «Рабочий и колхозница», выполненная в стиле итальянской мозаики начала XX века, венецианские и чешские бусы. Есть совершенно удивительные экземпляры. Например, бумажные бусы.

– Такие мы делали в студенческие годы, используя импортные журналы, – отмечает коллекционер. – Они нарезались треугольниками, скручивались в трубочку и собирались на веревочку. Также интересны украшения из хлеба. Их два – бусы и брошь. Изначально их делали женщины-заключенные. Женщины голодали, экономили черный хлеб и делали из него украшения. Потом эта технология ушла в массы. В коллекции не подлинные образцы из лагерей, но экземпляры все равно редкие.

Секреты некоторых украшений и вовсе достойны драматического фильма.

– Все знают историю маленького черного платья, а у нас есть история маленьких пластиковых черных бус, – интригует Елена Юрова. – Отец моей соседки был выдающимся ученым-геологом. В первый день войны 1941 года он попрощался с детьми, поехал на работу и вдруг вернулся. Жена спросила: «Ты что-то забыл?» А он: «Да, забыл тебя поцеловать». Ушел и больше не вернулся – в тот же день был арестован и погиб в тюрьме. Супруга больше никогда в жизни не надевала никаких украшений, кроме этих черных бус. Тогда еще помнили: черные украшения – знак траура. Источником этой традиции была королева Виктория, которая очень рано овдовела и 40 лет носила только черные украшения