Как Хотьково превратился в музей под открытым небом

Культура и спорт
Иван Водопьянов/Подмосковье сегодня

Фото: [Иван Водопьянов/Подмосковье сегодня]

Царевна-Лебедь Врубеля, православные святые Петр и Феврония, Баба-яга в ступе – десятки персонажей, как реальных, так и вымышленных, встречают туристов в разных уголках Хотьково. Традиция украшать парки и бульвары необычными памятниками зародилась здесь семь лет назад. Корреспондент «Подмосковье сегодня» прогулялся по улицам в сопровождении скульптора Александра Ненажного и выяснил, как одна смелая идея навсегда изменила облик города и его топонимику.

ОПОССУМ С СИМПОЗИУМА

– Кто это милое чудовище?

– Это опоссум. Он с симпозиума.

Подобные диалоги можно регулярно услышать в Хотьково, центральные улицы которого украшают десятки необычных памятников. Уникальный музей под открытым небом, аналог знаменитого столичного парка искусств «Музеон», появился в городе благодаря скульп­турным симпозиумам «Хотьковские сезоны», которые проводятся здесь с 2011 года.

– Хотьково было страшным захолустьем, когда я сюда приехал учиться в 1991 году: пыль, грязь и особняком стояло художественное училище (ныне Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В.М. Васнецова. – Прим. ред.), – вспоминает скульптор Александр Ненажный. – Со временем город привели в порядок, он преобразился, но вот лоска не хватало. И представители творческой интеллигенции решили придумать какую-то изюминку.

Идею проведения скульптурных симпозиумов предложил заслуженный художник РФ Юрий Хмелевской, который незадолго до этого посетил аналогичный съезд в Белоруссии.

НЕТ ЦЕНЗУРЕ

«Хотьковские сезоны» проводились в городе уже пять раз. Схема всегда одна и та же: восемь – десять мастеров со всей России на протяжении месяца создают скульптуры на заданные темы. Участников обеспечивают жильем, организовывают питание и предоставляют все материалы. Взамен по окончании симпозиума они дарят свои работы городу.

Осмотр экспозиции под открытым небом начинаем с новых памятников образца 2017 года. Они пока не обрели постоянной прописки на улицах Хотьково и дожидаются распределения во дворе Культурного центра «Елизавета Мамонтова».

При виде трехметровой медведицы со страшным оскалом и явными признаками кормящей самки не могу удержаться от вопроса: «У вас что, совсем нет цензуры?»

– Именно за этот дух свободы все и любят «Хотьковские сезоны», скульпторы делают то, что им по душе. Благодаря этому у нас представлен очень широкий спектр направлений – от формализма до академического искусства, – объясняет Ненажный. – Последний симпозиум был посвящен теме семьи, и эта скульп­тура из бетона Максима Сорокина называется «Мама». С ней действительно есть проблема: не знают, куда установить, очень уж неоднозначная. Но размахом автор, конечно, всех покорил.

По соседству стоит невероятной красоты Царевна-Лебедь, которую москвичка Елена Дашутина увековечила в камне, вдохновившись полотном М. Врубеля. Компанию ей составляет трогательная работа самого Александра Ненажного «Ангел-хранитель», созданная по мотивам одноименной иконы.

ПОВОД ДЛЯ ЛЕГЕНД И ПРИМЕТ

Следующая точка маршрута – улица Михеенко. Здесь находится «Бульвар художников» – молодая городская достопримечательность, появившаяся благодаря участникам симпозиума. С одним из памятников связана мистическая история, которую рассказывают всем приезжим.

– Скульптура «Опоссум с детенышами», символизирующая материнскую заботу, стоит на чужом постаменте. Раньше здесь была женщина, обнимающая венок. Скульптор Павел Плотников посвятил эту работу покойной жене, по которой очень тосковал. По непонятным причинам она почти сразу начала разрушаться. Автор регулярно ее навещал, заклеивал многочисленные трещины, но это не помогало. В очередной визит скульптура рассыпалась у него на глазах! Пришлось убрать, потому что восстановить ее было невозможно, – рассказывает Александр.

А вот благодаря гостье «Хотьковских сезонов» из Рязани сложилась новая городская традиция. К памятнику «Петр и Феврония» заслуженного художника РФ Раисы Лысениной, установленному на берегу реки Пажи, регулярно приезжают молодожены. Навестить святых в день свадьбы считается хорошей приметой.

РАСЦВЕЛ ИМЕНАМИ

Другое памятное место, которым город обязан симпозиуму, – арт-тропа России, появившаяся в Покровском парке. Сейчас здесь выставлены работы, посвященные творчеству писателя С. Аксакова, но скульпторы обещают пополнить экспозицию и украсить новыми композициями весь склон берега реки.

Удивительно, но «Хотьковские сезоны» повлияли не только на внешний облик города, но и на его топонимику. Все началось с того, что Александр Ненажный создал скульптурный портрет писателя Б. Шергина, жившего здесь.

– Его имя мало кто знает, но все помнят мультфильмы, снятые по произведениям этого автора, например «Волшебное кольцо». Я решил устранить эту историческую несправедливость, – говорит скульптор. – Мою работу установили в библиотеке, а вслед за этим ей присвоили имя писателя. С тех пор местные власти взяли эту идею на вооружение, и город расцвел именами известных людей, когда-то живших здесь. Культурный центр получил имя мецената Е. Мамонтовой, детская школа искусств – художницы Е. Поленовой, библиотека – писателя С. Аксакова, музыкальная школа стала называться в честь композитора В. Агапкина.

Олег Рожнов, председатель Комитета Московской областной Думы по вопросам образования, культуры и туризма:

«Помимо общеизвестных мест массового притяжения в Подмосковье немало интересных достопримечательностей, о существовании которых многие не догадываются. В этом смысле туристический потенциал региона неисчерпаем, и у путешественников есть возможность открывать для себя Московскую область снова и снова».