Как придумать сюжет и где искать музу? Подмосковный писатель отвечает на популярные детские вопросы

Культура и спорт
из личного архива Юлии Лавряшиной

Фото: [из личного архива Юлии Лавряшиной]

В Подмосковье отмечают «Неделю детской книги». В честь праздника мы попросили ребят начальных классов из школ региона задать вопросы знаменитому писателю из Королева, лауреату Международной детской литературной премии им. В.П. Крапивина и премии им. М.М. Пришвина Юлии Лавряшиной. Вот что получилось.

Вопрос 1. Чем детский писатель отличается от взрослого? То есть чем вы, написавшая «Котенка в космосе», отличаетесь от себя же – автора психологических романов?

Ответ: Для какого возраста писатель ни рассказывал бы историю, ему необходимо не просто чувствовать себя ровесником своих героев, но и вжиться в их «шкуру». Причем в прямом смысле, ведь среди персонажей у меня есть и третьеклассники, превратившиеся в щенков, и другие зверята… Если писателю не удается ощутить себя ребенком, то читатели не поверят в правдивость этой истории.

Вопрос 2. Писать книги для детей сложнее, чем для взрослых?

Ответ: Мне очень нравится переключаться после серьезной книги для взрослых на веселые приключения для детей. Это придает творческому процессу многогранность. Люблю, когда действие происходит на пересечении разных реальностей, а это уместнее всего в подростковой литературе, поэтому я с таким удовольствием пишу для ребят. Первой стала «Улитка в тарелке» – печальная история о детях, которые родились не такими, как все. Я написала ее для сына Жени, когда ему было 11 лет. Она захватила его, и я поняла, что получилось написать так, чтобы книга не отпускала. С тех пор я создала много и детских, и подростковых книг, и мне это по-прежнему доставляет удовольствие.

Вопрос 3. Как вы придумываете сюжеты?

Ответ: Жизнь подбрасывает. У нас трое детей разного возраста – две дочери и сын, и с каждым происходило нечто интересное. Например, младшая Настя сочинила забавную песенку про лосося – так родилась повесть «Пока, лосось!». А как-то по соседству поселился коростель, песня которого напоминает жуткий механический скрип. Он не давал спать всему поселку, и соседка предложила в шутку: «Напишите о нем сказку. Он прославится, и мы его продадим». Посмеялись, но мысль сочинить сказку о коростеле осталась и обернулась сюжетной линией в повести о подростках из Подмосковья «Я не чертик!».

Вопрос 4. Где искать музу? И что делать, если она не приходит?

Ответ: Если она не приходит совсем, может, и не стоит ждать ее? А если творческий кризис, советую поискать то, что поможет вернуть душевный покой. Раньше мне помогала музыка. Теперь я чаще собираюсь с мыслями во время прогулок – мы живем в дивном уголке Подмосковья, описанном в романе «Гости «Дома на холме».

Вопрос 5. Какие книги нравятся современным детям? Что в детстве любили вы?

Ответ: Ребятам интереснее истории, происходящие в наше время. Это не значит, что не стоит читать классику, но оценить произведения Толстого можно, только набрав определенный читательский опыт. Моей настольной книгой в детстве был роман Каверина «Два капитана». И книга Бруштейн «Дорога уходит в даль». Советую.

Вопрос 6. Аудиокниги для слабаков?

Ответ: Звучит забавно. На самом деле аудиокниги – спасение для многих. Не только тех, кто лишен зрения: некоторые люди слушают аудио­книги за рулем, если много времени проводят в дороге.

Вопрос 7. Как привить детям любовь к чтению?

Ответ: Это сложный вопрос. Мы с мужем воспитывали всех детей одинаково – читали им вслух, сами подавали пример, но у них все равно разное отношение к чтению. Счастье, если ребенку попадется книга, которая затянет его с головой.