Как жителей Московской области называли в старину
Фото: [Егорьевский историко-художественный музей/vk.com]
Сегодня жителей Балашихи называют балашихинцами, Люберец – люберчанами, а тех, кто живет в Сергиевом-Посаде, – сергиевопосадцами. Нет, мы не Капитаны Очевидность. Просто несколько веков назад у обитателей разных округов Подмосковья были прозвища, совершенно не связанные с топонимами. Рассказываем, кого кликали шуваликами, а кого – лягушечниками.
ХРОНИКА НЕ ОДНОГО ГОРОДА
В сатирическом романе-хронике «История одного города» Михаил Салтыков-Щедрин описывает жителей города Глупова, которых зовут головотяпами. Свое прозвище, как утверждает писатель, они получили за привычку «тяпать» головами обо все, что встречалось у них на пути. Это слово и сегодня у нас в ходу. Так называют глупых людей. Кстати, Салтыков-Щедрин не придумал это слово, а позаимствовал у Владимира Даля из его книги «Пословицы русского народа».
– Головотяпами называли обитателей Егорьевского уезда Рязанской губернии – сейчас это город Егорьевск, – говорит кандидат филологических наук Мария Раевская. – Также Даль приводит и два других имени жителей Егорьевского уезда – коновалы (ветеринары. – Прим. ред.) и рудометы («метать руду» – совершать кровопускание в лечебных целях. – Прим. ред.). Возможно, все три прозвища намекают на то, что егорьевцы занимались лечением скота, его убоем и разделкой туш. В том числе «тяпали», то есть отрубали, головы животным. Получается, изначально слово «головотяп» могло не иметь никакого обидного смысла.
Также, размышляя о происхождении головотяп в своем романе, Салтыков-Щедрин вспоминает и их соседей: чернонебых и лягушечников. Удивительно, но несмотря на забавное звучание, и эти прозвища писатель также не сочинил, а взял из архивных источников. Например, лягушечниками называли жителей Дмитрова. Город раньше окружали болота, и кваканье лягушек разносилось по всей округе. Поэтому местных и стали называть лягушечниками. А чернонебыми кликали жителей Коломны – тех, кто жил в избах с закопченными потолками.
ЗАМУЖ НЕ ВОЗЬМУТ
В Талдоме на протяжении многих веков был развит обувной промысел. С раннего детства там всех приучали к сапожному делу. Вероятно, не от хорошей жизни. Существовало даже выражение «на липучку сажать» – заставлять сапожничать с детства. И поскольку в Талдомском округе обувное мастерство было развито сильнее, чем где бы то ни было, жителей этого города называли башмачниками, или башмарями.
В середине XVIII века Верейские земли по указу императрицы Елизаветы Петровны были пожалованы графу Александру Шувалову – главе Тайной канцелярии Российской империи. Но шуваликами называли не обычных жителей Вереи, а тех, кто профессионально занимался нищенством. Такие «кадры» разыгрывали целые аферы: опаливали оглобли саней, на которых приезжали в Москву, мазались сажей, изображая погорельцев. Шувалики были настолько виртуозны в своем деле, что секреты ремесла передавали по наследству. А девушку, которая не хотела попрошайничать или плохо это делала, могли даже не взять замуж – считалось, что проку от такой девицы все равно не было.