Крачковская: отдыхаю только на даче в Подмосковье
Фото: [Ираклий Чохонелидзе/ТАСС]
Подробно представлять Наталью Крачковскую - звезду знаменитых кинокомедий Гайдая - не имеет смысла. В свои 76 лет актриса продолжает активно работать и по-прежнему разъезжает по гастролям. По собственному признанию, отдыхает она только на даче в Подмосковье и мечтает когда-нибудь поселиться там навсегда.
Работа ставит на ноги
- Наталья Леонидовна, бешеный ритм гастролей не выматывает?
- Сегодня у меня четыре антрепризных спектакля. Мотаюсь с ними по всей стране. Близкие люди удивляются – куда тебя носит, ведь еле ползаешь. А у меня, лишь только выхожу на сцену, откуда-то силы берутся. В последнее время в жизни пользуюсь специальной коляской. Но на сцену всегда выхожу сама, как и под прицелы камер.
- Какая последняя театральная работа?
- «Моя бабушка моложе меня». Символичное название. Я хоть и бабушка, но ощущаю себя лет на 20 моложе.
Мечта поэта
- Слышала в одной из телепередач ваше сожаление о том, что мало играли классику. Хотя фильмы, в которых вам посчастливилось сняться, можно без натяжки назвать классическими – «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию»...
- Я имела в виду другое. Мне всегда хотелось играть персонажей старой купеческой Москвы, дворянской усадьбы. Но режиссеры не угадали во мне такие возможности или просто предпочли других актрис. Очень жаль. Зритель узнал бы меня с другой стороны.
- Действительно, Наталью Крачковскую все представляют, как актрису комедийную, которую открыл неповторимый режиссер Леонид Гайдай. Правда, что он называл вас «мечтой поэта»?
- Это было однажды, когда я впервые пришла на съемочную площадку картины «Двенадцать стульев». Увидев меня, Гайдай воскликнул: «Не женщина, а мечта поэта!» Хотя знакомство началось с личной обиды.
- Неужели на Гайдая обижались?
- Это было на заре нашего знакомства. Мне позвонили с киностудии и пригласили на пробы мадам Грицацуевой в картину «Двенадцать стульев». Я, счастливая, прибежала домой, схватила книгу Ильфа-Петрова, но радость мгновенно улетучилась, когда прочитала следующие строки: «Мадам Грицацуева – женщина необъятных размеров с огромными грудями». Слезы мгновенно навернулись на глаза, и я помчалась жаловаться мужу. Володя тоже работал в мире кино, был замечательным звукорежиссером, к тому же любящим мужем. Я знала, что он меня всегда защитит. А тут вдруг в ответ услышала: «Натуль, ты давно себя в зеркале видела?»
Это был перебор, и я перестала с Володей разговаривать, а на киностудию просто не поехала, так сказать, отомстила. Но, спустя время, от Гайдая снова позвонили. К тому времени обида чуть улеглась, и я решила поехать. Когда Гайдай, увидев меня, сказал: «Пусть покажет, что она может», вместо обиды взыграли амбиции. В нужный момент они помогают. И я, подняв забрало, «ринулась в бой». В результате меня утвердили на роль мадам Грицацуевой.
Партнером мог стать Высоцкий
- В фильме много трюковых моментов – вы, как заведенная, носились по лестницам, прыгали вниз головой, плашмя падали на линию транспортера. И все это делали в платье, которое едва не трещало по швам.
- Ой, не вспоминайте про платье. Меня в него еле втиснули, точнее, просто разрезали его на спине, чтобы я влезла в него, а прореху прикрыли платком. Как на грех, моим партнером в тот день был очень застенчивый артист (на роль Остапа кто только не пробовался!). Пришлось взять ситуацию в свои руки и самой соблазнять Бендера. И так увлеклась этим занятием, что в какой-то момент в порыве страсти сорвала платок, забыв, что на спине огромная дыра. Сзади гомерический хохот. Под него я пулей вылетела со съемочной площадки. Вот такой был курьезный случай.
- Странно, что партнер у вас был застенчивый. А я слышала, что на роль Остапа Бендера пробовались знаменитые артисты…
- 18 артистов перепробовали на эту роль. Среди них действительно были знаменитые – Володя Высоцкий, Володя Басов, Коля Рыбников, Саша Лазарев… А выбрали не самого известного. Так бывает.
- Зато вам повезло. Гайдай не просто утвердил вас, но пригласил в другую картину - «Иван Васильевич меняет профессию».
- Великое счастье – работать с Леонидом Иовичем. Для меня Гайдай – лучший режиссер, великий. Каждый его фильм стал классикой отечественного кино. Именно этот режиссер меня угадал, почувствовал и явил зрителям. Я снялась у него в пяти фильмах, которые сделали меня известной. Меня стали приглашать другие режиссеры.
Мечтаю жить в Подмосковье
- Не потому ли вы взялись писать книгу, что захотели оставить воспоминания о людях, с которыми посчастливилось работать?
- Я написала всего несколько небольших рассказов, но все они – о моем детстве, детстве моего внука. Вовка уже взрослый парень, но не пошел по стопам деда и отца, который тоже работает звукооператором. А могла бы быть династия. Но Володя не отходит от компьютера, чем страшно меня огорчает.
- Написание рассказов, переключение с одной работы на другую – это ваш отдых?
- Отдыхаю я только на даче в Подмосковье, она у меня на самой границе с Владимирской областью. Когда приезжаю туда, понимаю, что выполнила обещание, данное Богу, – построила дом, посадила деревья, вырастила сына. Теперь бы только отдыхать. Но гастроли все время срывают с места. Одно знаю точно: когда меня перестанут приглашать режиссеры, я поселюсь в Подмосковье и наконец наверстаю недополученное счастье. Мечта моя – жить тут всегда.