Креатив в Находке: музейное бюро из Подмосковья создает необычные выставки по всей стране
Фото: [arkf.ru]
Почему при посещении одной выставки впечатления и эмоции – как от фильма с лихо закрученным сюжетом, а на другой единственным интересным местом оказывается буфет? Жители Подмосковья Андрей Рымарь и Ксения Филатова задались этим вопросом и решили создавать собственные концепции музеев под ключ, которые никого не оставят равнодушным. Как создать самую интересную выставку и почему Шерлока Холмса можно считать прародителем современного музея – в материале «Подмосковье сегодня».
НОВЫЙ ФОРМАТ
Подмосковное музейное бюро полного цикла Solarsense уже хорошо известно в культурной среде. В его багаже – проекты не только на территории Подмосковья и России, но и за пределами страны. А началось все несколько лет назад. Выпускник филологического факультета Самарского госуниверситета Андрей Рымарь спокойно трудился на двух работах, преподавателем литературы и журналистом, пока однажды не попал на лекцию французского музейщика Френсиса Конта.
– Конт высказал удивительные для меня на тот момент мысли о том, что музей может быть учреждением не вещей, а сознания, – рассказывает Андрей. – Эта тема очень меня зацепила.
Рымарь устроился работать замдиректора литературного музея в Самаре и даже со своей инициативой про современную литературу выиграл грант фонда Потанина. А потом на одном из федеральных тематических проектов встретился с единомышленницей – жительницей Истры Ксенией Филатовой. В ее портфолио была работа в телепрограмме «Вокруг света», проекты для Российской государственной библиотеки, а также опыт в графическом дизайне и музейном проектировании. Желание создавать выставки нового формата у нее возникло после посещения Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Это первый в Европе музей декоративно-прикладного искусства, который был основан в 1852 году. Сегодня он считается одним из самых передовых в мире и входит в двадцатку самых посещаемых.
Рымарь и Филатова решили воплощать свои творческие порывы вместе. Так и родилось общее музейное бюро. Удивительно, но уже через короткое время Ксения и Андрей организовали совместно с Фондом Зиявудина Магомедова «Пери» выставку в том самом Музее Виктории и Альберта.
НЕ ТОЛЬКО В ШЛЯПЕ
Так что такое «музей сознания»? Андрей объясняет это образом из советского фильма про Шерлока Холмса. Известный сыщик любил показывать доктору Ватсону вещи, по которым раскрывал личности их хозяев.
– За любым предметом стоит огромное количество смыслов. Есть два подхода к музейным проектам. Первый – для знатоков, которые уже хорошо знакомы с предысторией. Они приходят на выставку с этими знаниями и от этого получают удовольствие. Например, тем, кто хорошо знаком с творчеством Льва Толстого, не нужно рассказывать биографию. Эти зрители придут в музей, чтобы посмотреть на его шляпу, – поясняет Рымарь. – А если идет речь о неизвестном явлении, то здесь дело не только в шляпе. Задача – познакомить человека с этим явлением, чтобы он понял его от начала и до конца. На самом деле у каждого человека есть такой свой личный музей. Достаточно посмотреть на свой письменный стол, заглянуть в сумку или зайти в Instagram-аккаунт.
КОЛЛЕКЦИЯ ТЕХНИКИ
Одна из визитных карточек музейного бюро Ксении и Андрея – проект «Воображаемая квартира Алексея Пешкова» в Самаре. Он рассказывает о ранних годах будущего Горького, когда тот снимал комнату в купеческом городке, еще будучи малоизвестным фельетонистом местной газеты. Потом их пригласили в Находку – делать экспозицию об истории города, в Дербент – развивать музей Петра I, потом и в другие регионы. Удалось музейщикам реализовать и громкие проекты в Подмосковье, в частности, Ксения консультировала Музей техники Вадима Задорожного в поселке Архангельское.
– У Вадима восхитительная коллекция техники – мне кажется, одна из лучших в мире, – говорит Ксения. – Перед нами стояла задача создать музей, более близкий людям. Мы увеличили площадь, создали экскурсионные маршруты, новый брендинг, навигацию, чтобы гости понимали, где находится музей. Как следствие, увеличили потоки посетителей.
ЛУЧШИЙ МУЗЕЙ
Универсального рецепта хорошего музея, по словам Андрея и Ксении, не существует. Каждый проект требует особенных усилий, знаний и индивидуального подхода. Например, для музея в Находке ребятам пришлось провести десятки встреч и интервью с местными жителями, благодаря чему историю города удалось представить в очень интересном формате – через личные истории людей.
Лучший музей, по мнению Филатовой и Рымаря, у них еще впереди. Не исключено, что им может стать и проект, над которым они сейчас работают в Туле. Речь идет о Центре семейной истории – филиале музея-заповедника В.Д. Поленова. Бюро разрабатывает открывающуюся в учреждении выставку.
– Музеи Подмосковья – одно из главных сокровищ нашего региона. Такое богатство истории и культуры, собранное в музейном фонде, сложно найти в других регионах и странах. И чтобы правильно подать это многообразие посетителю, все активнее используются современные средства организации выставок и экспозиций, пространства и экспонатов. Именно от подачи зависит восприятие, а значит, и востребованность учреждений, – добавил председатель Комитета Мособлдумы по вопросам образования, культуры и туризма Олег Рожнов.