Ксеноморфы и феминизм: художница из Гжели вдохновилась героями знаменитого ужастика
Фото: [из личного архива Елены Курловой]
Художница Елена Курлова из Гжели прославилась своими оригинальными работами, в которых она интерпретирует образы массовой культуры и интернет-мемы. Корреспондент «Подмосковье сегодня» поговорил с ней о том, как она соединяет традиционное русское искусство с современностью и изменилась ли ее жизнь во время пандемии коронавируса.
ПО СЛЕДАМ «ЧУЖИХ»
Елена Курлова родилась в Москве, получила образование инженера. В 2011 году переехала с семьей в Гжель и поступила в Гжельский государственный университет, где изучала декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.
Мастерица считает, что гжель всегда была современной, а местные художники испокон веков делали то, что интересно публике. И сейчас заводы работают с дизайнерами и производят модные и актуальные предметы. Но состязаться с мастерами, которые достигли высот в традиционной гжели, нет смысла, считает мастерица. Поэтому ищет свое оригинальное направление.
Первая выставка Елены открылась в галерее «Измайлово». Куратор галереи увидел незабываемые работы мастерицы в соцсетях. На экспозиции были представлены четыре тарелки в технике гжели с портретами российских женщин-космонавтов.
С «Чужими» у художницы особые отношения. Со знаменитым фильмом у нее связаны воспоминания детства.
– Мне всегда казалось, что ксеноморф – девочка, напуганная вторжением землян. Мне было ее очень жаль, когда она пряталась по углам от Сигурни Уивер. Сейчас в тематике «Чужих» у меня уже много предметов, – рассказывает Елена.
Одна из ее любимых работ – три чайника «Горгулья», которые она делала вместе с одногруппницей Татьяной Бовиной для фестиваля авторской керамики 4ceramics. Один из чайников в виде ксеноморфа.
ВРЕМЯ ДЛЯ ИСКУССТВА
В прошлом году художница создала необычную керамическую елочную игрушку – шлем Дарта Вейдера розового цвета, а также сахарницу, побывавшую на выставке в Бишкеке. Оригинальная работа посвящена кормлению грудью в общественных местах.
– Меня вдохновили на эту работу споры вокруг того, может ли женщина вести себя подобным образом. Я, как мать, кормившая двух дочерей грудью в общей сложности пять лет, считаю, что женщина вправе кормить ребенка грудью когда угодно и где угодно, – говорит мастерица.
Для себя она определила свою аудиторию так: женщины около 40 лет.
– Исхожу из того, какая я сама. Мне хочется говорить на темы, которые волнуют и занимают конкретно меня. Отношу себя к феминисткам, я за матриархат. Статистика говорит о том, что жизнь гуманнее в тех странах, где у власти много женщин, – говорит Елена.
В период пандемии художница, как и большинство, несколько растерялась и потеряла часть заработка.
– Все-таки фарфор люди предпочитают покупать не онлайн, а подойти и пощупать, посмотреть и только потом купить. А основные заработки были с ярмарок. Но зато появилось время для творчества, – резюмирует мастерица.
Сейчас она делает сервиз по мотивам романа «Золотой осел» Апулея и серию предметов с Минотавром к Новому году. В планах у Елены – еще одна выставка творчества современных гжельских художников в галерее «Измайлово».
– Я очень ценю народные промыслы. Рада тому, что гжельские мастера продолжают работать и сохраняют тенденции в сохранении промысла. То, что в искусство приходят молодые и оно не останавливается в развитии, важно. Елена Курлова ищет новые темы и говорит об актуализации гжели, – говорит председатель Комиссии по сохранению историко-культурного наследия и архитектурному облику городов Общественной палаты Московской области Галина Маланичева.